Текстильное искусство многогранно. Оно
состоит не только из создания тканей посредством вязания, ткачества и
кружевоплетения, но и из декорирования их посредством росписи, вышивки,
аппликации, набойки. Причём данный вид искусства не фокусируется только на
народных произведениях и народных промыслах, но и на изделиях текстильной промышленности и авторских дизайнерских работах.
Традиционное народное искусство
Народный костюм – это соединение
традиций и народных декоративных промыслов.
Отличительной
особенностью русского народного костюма является его разнообразие на всей
территории России. Костюмы можно разделить по видам одежды и традициям её
ношения, количества предметов, расположению узоров. Отдельно можно говорить о
крое, символичности платья.
Во времёна
Петра I крестьянский костюм выделился
в отдельный вид декоративно-прикладного
искусства. Он продолжал оставаться неизменным на протяжении веков.
Городская одежда сформировалась под
влиянием западно-европейской культуры. Платье изменялось постоянно, в
зависимости от капризов моды.
Непременной
деталью русского народного костюма
являются головные уборы. Благодаря разнообразию форм и богатству отделки они
считаются самостоятельными произведениями искусства.
Для украшения
головных уборов использовалось шитьё
и вышивка бисером, колотым перламутром, речным жемчугом, гранёным стеклом.
Часто весь убор покрывался плотным узором из золотых и серебряных нитей, что
требовало огромных временных затрат и мастерства исполнителя. Вдохновлялись
вышивальщицы растительным и животным миром, а временами и языческим прошлым.
Впрочем,
золотая и серебряная вышивки применялись для украшения не только головных
уборов, но и предметов церковного предназначения, а также платков, элементов
костюма, косынок, епанечек. Особенно славилась работа нижегородских и тверских
швей.
В XIX – начале XX века
расцвела крестьянская вышивка,
основанная на древнейших сюжетах. Ею украшали полотенца, прошвы и подзоры.
В XVIII -
начале XX века
сформировалась самобытное кружевное
искусство. Золотое и серебряное, льняное, хлопчатобумажное и шёлковое. Из
нитей выплетались покрывала, косынки, накидки, шарфы…
Русский художественный текстиль
многогранен, благодаря многообразию техник исполнения: кружевоплетение,
лоскутное шитьё, ковроткачество, вязание, узорное ткачество…
Декоративно-прикладное искусство
До 1917 года декоративно-прикладное искусство было
сосредоточено на удовлетворении потребностей городского населения. В своих
предпочтениях оно ориентировалось на европейскую сиюминутную моду. В
соответствии со сменой художественных стилей изготавливались гобелены,
покрывала, ковры, бисерные изделия, узорчатые ткани, а также отдельные детали
костюма, аксессуары, платки и шали.
Особенно
ценились произведения крепостных мастерских помещиков Н. А. Мерлиной, Д. А.
Колокольцова, В. А. Елисеевой.
После
революции декоративно-прикладное
искусство было по-прежнему востребовано. Единственно сменились акценты. В
1920-1930 годах были востребованы набивные ткани с агитационными рисунками.
Популярностью пользовались орнаменты на тему спорта, коллективизации,
электрификации, ликвидации безграмотности, индустриализации…
В 30-е годы
снова вошли в моду растительные мотивы, а текстильная
промышленность освоила новые виды тканей. В частности жаккарда для обивки,
портьер. В этот период узоры для тканей начали выполнять профессиональные
художники.
Позже к
растительному узору присоединились геометрические и тематические рисунки, а
также созданные на основе восточных и западноевропейских традиций.
Тогда же зародилось
явление авторского текстиля. Автор
создавал идею и в соответствии с нею своё произведение, часто привлекая для его
реализации профессиональных исполнителей – швей, ткачей, декоративщиков,
работающих в той или иной области. Зачастую автор изучал разнообразные техники
исполнения текстиля, благодаря чему расширялось поле его деятельности. Он мог
не только создавать предметы одежды и аксессуары, но и оформлять интерьеры
жилых помещений и общественных, вроде гостиниц, библиотек, кафе и ресторанов…
В 50-е годы
вошёл в моду сюжетно-тематический
гобелен. После того как художники в совершенстве овладели классической
техникой, они расширили её рамки. В ткань гобелена вплетались ткани других
непривычных фактур, благодаря чему менялась форма и объём. Явление закрепилось
под названием «таписерия».
Авторский текстиль
Сегодня
наиболее ярко и динамично развивается авторский текстиль. Он создаётся в рамках
дизайнерских студий. Именно в них наиболее полно раскрываются возможности ткани
и идёт активный поиск новых решений.
ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на
http://anysite.ru обязательна!