Биографические данные из
жизни Пьера Пюже.
Родился Пьер Пюже в Марселе в семье резчика
деревянной скульптуры. Еще в юношеском возрасте он уехал из отчего дома учиться
в Италию. Там он обучался живописи у
Пьетро де Картона, который во многом сформировал его будущий вкус и стиль.
Профессиональная
карьера не заставила себя долго ждать, так Тулон приобрел талантливого
скульптора и художника, а также стал городом, где Пюже создал свой первый шедевр, который представлял собой модель
военного корабля. В последующие годы его
шедевры также могли лицезреть в Италии, в таких городах как Флоренция и
Рим. В конечном итоге, великий Пюже вновь
возвратился во Францию, и Париж, как и другие города, вновь могли наслаждаться
его работами.
Созданные им для портала ратуши две полуфигуры атлантов,
поддерживающих балкон, поражают своей монументальной мощью и выразительностью. Перед
нами будто не застывшие каменные истуканы, а герои, обреченные вечно нести
непомерную ношу, - отсюда напряженная до предела мускулатура, вздувшиеся вены,
искаженные страданием лица. Отметим, что в подобной склонности к гиперболе
проявляются черты, характерные для искусства барокко.
Вскоре по приглашению Фуко, Пюже едет работать в Рим, но по стечению обстоятельств он вынужден
был переехать в Геную. Там Пьер Пюже прожил около семи лет. Проработал
какое-то время в Тулоне, в должности заведующего украшением кораблей. Затем Пюже окончательно обосновался на своей
родине.
Его творческая
деятельность протекала в Марселе и Тулоне. Стал
Пьер выполнять и официальные заказы. Одним из таких заказов было непревзойденное
украшение парка в Версале.
Творчество Пьера Пюже.
В 1664-1665 в Берлине он создает новый неповторимый образ Успение Девы Марии. В этой
композиции преобладает преимущественно чувство умиленного просветления. В
окружении ангелов и херувимов предстает перед нами Дева Мария. А ее окружение уносит
ее в мир гор. В нижней части творения рельефа присутствуют элементы пейзажа,
как напоминание о земле обетованной,
которую покидает Мадонна. Это необыкновенное произведение искусства.
Прирожденному мастеру монументальной пластики не чужда и
тема человеческих страстей, страдания. Она была ближе к дарованию Пьера Пюже.
Не случайно одним
из лучших его произведений является Статуя Милона Кротонского (Париж,
Лувр). Данное произведение искусства значительней самого не превзойденного
сюжета по своей духовной мощности. В ней раскрывается образ всего человечества,
как вечная борьба против сил зла, судьбы
себя самого. Милон Кротонский с триумфом был принят в Версале.
Пюже все больше и больше оттачивал свое
мастерство и от раза к разу поражал
великолепием своих работ. В завершении своей карьеры он становится независимым
придворным художником, что позволяет работать ему в родном городе.
Пюже принадлежат серия этюдов галер и
кораблей, наброски (Воспитание Ахилла, Марсель, Музей изящных искусств);
занимался он также и живописью (Св.
Сицилия, Крещение Хлодвига, Жертвоприношение Ноя, все находится в Марселе в
Музее изящных искусств).
Существует
много споров, относительно настоящего призвания Пюже, но в историю искусства он вошел, наделенный мощным
пластическим талантом и яркой творческой индивидуальностью, как скульптор.
Дар Пюже проявился и в таком рельефе как «Александр Македонский и
Диоген» (1692). Крепкие, мощные и неординарные по лепке, на фоне архитектурных
сооружений, яркие фигуры действующих лиц по образной характеристике выделены скульптором.
Пюже придал изображению свет и тень,
усиливая ощутимость пластических фигур. Жизненная энергия - это первоначальное
впечатление от данного рельефа. Убеждающий образ несравненного, несокрушимого
монарха ваяет Пюже в выполненном по
государственному заказу барельефном портрете.
Такие черты присущи и его
атлантам, поддерживающим балкон тулонской ратуши.
Воплощает мифический сюжет скульптура
Персей и Андромеда. Представлен он так: дочь царя Кефея Андромеда прикована к скале цепями и отдана в искупление вины своей матери Кассиопеи
на растерзание морскому чудовищу. Сын Зевса Персей влюбился в Андромеду,
пролетая мимо. Он умертвил страшное чудовище, и освободил возлюбленную.
Чертами
внешней патетики скульптуры Пюже приближены
к барокко. В отличие от других мастеров и Бернини итальянского барокко, он был свободен
от поверхностной идеализации и мистической экзальтации. В образах Пьера Пюже чувствуется жизненная сила.
В заключение отметим, что скульптурам Пюже присущи жизненная убедительность в
передаче страдания и напряжения («Милон Кротонский»), сочетание ясности
композиции с экспрессией образов («Персей и Андромеда»).
ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на
http://anysite.ru обязательна!