Часто просыпаясь, еще не придя в себя, находясь на
грани сна и реальности, человек задумываемся о том, а произошло ли то, что он
сейчас видел на самом деле или только приснилось. Такие же ощущения возникают у
зрителя, рассматривающего произведение оптического искусства и задающегося
вопросом – где заканчивается иллюзия и начинается реальность?
Оп-арт (Op-art, optical art — оптическое искусство) — художественное направление, возникшее во второй половине ХХ века, основанное
на применение в искусстве различных
оптических иллюзий, зависящих от зрительных особенностей восприятия плоских и
пространственных фигур
Зарождение оп-арта
Первые опыты в области оп-арта начали проводить в конце
ХIX века, но тогда данное направление носило больше научное значение, и
было направлено на изучение особенностей зрения человека.
Немецкий
профессор Томпсон создавал впечатление движения,
используя в своих экспериментах черно-белые концентрические окружности, желая
изучить специфику восприятия человека.
Искусством
оп-арт стал значительно позже, его основоположником
можно назвать Виктора Вазарели, представителя «геометрического
абстракционизма», человека, который принес в живопись новый взгляд на возможности плоскостного
изображения.
Широкую
известность и популярность оп-арт получил после выставки «Чувствительный
глаз», прошедшей в Нью-Йорке в 1965 году.
Исследования
психологов показали, например, что глаза и мозг человека стремятся структурировать хаотически
разбросанные пятна в простую систему, единый образ.
В
оптическом искусстве, простые
элементы целенаправленно
располагаются вразброс или в строго
выверенном направлении, не допускающем создания целостной структуры, что
дезориентирует глаз. Благодаря тому, что глаза человека пытаются решить
нетипичную задачу, посылая соответствующие импульсы в мозг, оптические иллюзии
помогают обнаружить некоторые закономерности зрительного восприятия, выявить
скрытые механизмы человеческой перцепции.
Идея оп-арта
Оптическое
искусство — искусство зрительных
иллюзий. Художники оп–арта создают
свои произведения, обращаясь не к эстетической стороне восприятия, а к разуму
человека.
Ведь
изображение существует не только на холсте или бумаге, но прежде всего,
формируется в голове зрителя. Иллюзии зрения возникающие, при восприятии рисунка
выполненного в определенной технике, позволяют превратить обычные плоские изображения
в движущиеся, объемные композиции.
Игра
с чередованием линий, кругов, сфер, граней, отрезков и даже цветов трансформирует
простой рисунок в загадочную головоломку, смысл которой хочется отгадать. Задача
оп-арта – обмануть глаз,
спровоцировав его на ложную реакцию, что вызывает "несуществующий" в
действительности образ.
Особое
внимание в оп-арте уделяется
партнерским отношениям между художником и зрителем, где зритель выступает
непосредственным участником
происходящего, а не просто пассивным
созерцателем.
Зрительные иллюзии не зависят от индивидуального
сознания, культуры, убеждений и вкусов личности, но многообразие виденья
картины при ее статичности и неизменности,
позволяет сохранить
вариативность индивидуального
восприятия.
Технология
воздействия оп-арта
Зрительные иллюзии в
оп-арте достигаются путем введения в
изображение ритмических графических повторов, резких цветовых и тональных
контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся
линий.
Установка меняющегося
света и динамические конструкции позволяют
усилить эффект воздействия. Такая замена классической перспективы многофокусным
видением пространства позволяет создавать оптические иллюзии, меняя плоскостное
восприятие картины.
Но все, что в этот момент якобы
видит человек, возникает только в
ощущениях зрителя. Иллюзия возникает автоматически, как результат сбоя в работе
зрительного аппарата, исключая всякую возможность сознательной интерпретации
картины.
Вазарели
так писал о технологии воздействия оп-арта:
«Мы делаем ставку не на сердце, а на ретину; изощренные данные субъекта
включаются в психологический эксперимент. Резкие черно-белые контрасты,
невыносимая вибрация дополнительных цветов, мерцание ритмических сеток и
меняющихся структур, оптический кинетизм пластических компонентов – все
физические явления наличествуют в наших работах; отныне их роль – не творить
чудо, не погружать нас в сладостную меланхолию, стимулировать, возбуждать в нас
дикое веселье».
Развитие
оп-арта
Сторонники
оп-арта создают свой особый мир, уникальные
произведения, которые не имеют ничего общего с окружающей действительностью, но
отличаются гипнотической притягательностью, которая влечет зрителя.
Оп–арт
открывает перед человеком красоту и выразительность геометрического рисунка, который,
не смотря на свою внешнюю четкость и неизменность, позволяет по новому
взглянуть на возможности обычных форм и фигур, способных перевернуть окружающее
пространство.
Для создания своих работ мастера оп-арта часто обращаются не только к кистям
и краскам, в ход идут сложные механизмы, зеркала и линзы, различные материалы
позволяющие создавать удивительные конструкции.
В рамках оп–арта создавались и создаются
интересные инсталляции, ранее, казавшиеся «невостребованными». Например,
мобили, движущиеся без механической силы, изобретенные А. Родченко или
оптические эффекты сложенных рисунков И. Де Сото, нанесенных на органическое
стекло и в результате слияния создающих эффект нового пространства.
Ярко выраженная специфика оп-арта, его потенциал и ресурсы
позволяют использовать возможности в различных целях практического или научного характера.
Интерьерный и ландшафтный
дизайн, промышленная графика, реклама, архитектура, сфера развлечений стали ярким подтверждением
реализации необычных проектов и форм оп-арта.
После первой крупной
выставки посвященной оп-арту критики
обещали ему «скорую кончину», пошло почти
50 лет, но искусство оптических
иллюзий до сих пор пользуется заслуженной популярностью, интригуя новых
поклонников жанра, развивающимися возможностями этого направления.
ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на
http://anysite.ru обязательна!