Увидеть в реальной жизни нереальные объекты и фигуры невозможно –
наше трехмерное зрение сразу же «вычислит» все хитрости этого объекта. А вот
изобразить на бумаге… а почему бы и нет?
Морис Эшер – нидерландский художник,
который в своих работах исследовал особенности восприятия трехмерных объектов
на изображении.
Факты из биографии.
Морис (Мауриц) Корнелис Эшер родился в
городе Леуварден 17 июня 1898 г. В детские годы мальчик обучался музыке и
столярному делу, позже его стала увлекать литература. Шли годы, увлечения
менялись, но любовь к рисованию осталась на всю жизнь.
Решив стать гравером, Морис
Эшер учится сначала в Техническом училище Делфта, а затем в Школе архитектуры и декоративных искусств.
Дальнейшие заграничные поездки
благотворно повлияли на стиль молодого художника. Творческим итогом этих
поездок стала картина «Натюрморт с улицей». Это была первая картина невозможной
реальности Мориса Эшера.
Считается, что именно в эти годы
сформировывается его стиль. Уже в
работах 20-х годов Эшер использует
сферы, зеркальные отражения. Он начал экспериментировать, и этот эксперимент
продолжался до конца его жизни. К концу 20-х годов имя Мориса Эшера cстало
известным. Его работы общество наконец-то приняло.
В 1950 году художника признают и
как лектора. В 1955 году Морис Эшер
посвящается в рыцари и становиться дворянином. В последние годы здоровье
художника заметно ухудшается, что не дает Морису
Эшеру работать в полную силу.
Творчество Мориса Эшера.
«Картины Мориса Эшера относятся к элитарному искусству» - именно так
говорили современники художника. Да и в наше время не все картины до конца
понятны обычному зрителю.
Во время путешествия по Италии Эшер нарисовал не один десяток
пейзажей. Все эти картины очень реалистичны. Но уже в них можно увидеть черты
стиля Мориса Эшера и в первую
очередь это касается перспективы.
Квантовая теория заставила
художника задуматься: «А как из одного получается другое?». Ответом на этот
вопрос стали «метаморфозы». Именно их художник называл самым главным достижением в своей жизни. «Метаморфозы» неоднократно
появляются на картинах Мориса Эшера в
разных состояниях и в разных видах.
С 1950 года в картинах Эшера появляются фракталы. И только
через 20, при помощи ЭВМ, людям удается создать то, что Эшер делал с помощью карандаша.
Приемы работы Мориса Эшера.
Идеи для
своих картин Морис Эшер берет из
точных наук и в первую очередь из
математики. Еще в 1936 году он заинтересовался мозаикой. В своих картинах
художник использовал как регулярную, так и нерегулярную мозаику для заполнения
плоскости. Геометрические фигуры выполняют основную и вспомогательную роль. Так
многогранники и сферу Морис Эшер использовал
для создания перспективы, пирамида одновременно выступала как пол и стены.
Оптические иллюзии создавались
художником несколькими способами: при помощи светотени, игрой пространства и
перспективы, а также плоскостями картины.
Учеными было доказано, что при
помощи картин Мориса Эшера можно
объяснять такие темы как: подобие фигур, периодичность, параллельный перенос,
равновеликие фигуры.
Наследие и интересные факты.
В своих
поисках Морис Эшер не был одинок. Многие
его современники, а потом и последователи изображали невозможные фигуры с
опорой на математические знания. К ним относятся: Иштван Орос, Сандро дель Пре,
Тамаш Фаркаш, Дж. Д. Хиллберри и другие.
Морис Эшер создал фонд, основная задача которого – сохранить
наследие художника. Благодаря этому фонду выходят из печати книги о Морисе Эшере, снимаются о нем фильме.
Кроме того, фонд проводит выставки картин художника, которые доступны и
современным жителям планеты.
ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на
http://anysite.ru обязательна!