Творчество Поллока, Аршила Горки, В.
Де Кунинга, Марка Ротко, Жоржа Матье и
остальных представляло собой более влиятельное направление абстрактной живописи
40-50х годов, возникшее в США - так называемый абстрактный экспрессионизм.
Принцип его заключался в отказе от предварительного плана и планомерно
построенной формы. Живописец культивировал спонтанную манеру письма и свободные
импровизации на холсте. Живопись деяния выросла, делая упор на иррациональные
базы сюрреализма. Единственная функция искусства - действие, которое выполняет
сам живописец.
Французский художник Жорж Матье в своем творчестве пошел еще
дальше – из принципов, характерных для абстрактной живописи он создавал целые
спектакли.
Биография художника.
Жорж Матье родился 27
января 1921 года в городе Булонь-сюр-Мер (Франция). Еще в детстве у мальчика
обнаружился талант к рисованию, но он выбрал себе другой путь: Матье
отдает предпочтение праву и философии и поступает Лилльский институт.
Начавшаяся война прервала учебу в институте.
Все это время он обращался к живописи, но это было лишь
увлечением, а в 1944 он обратился к ней всерьез.
Толчком послужила книга «Ремесло
Конрада» Э. Креншоу. Именно в это время он, выбирая между формой и душевным
состоянием, выбирает последнее. Спустя
три года Жорж Матье переезжает жить
в Париж, где проводит первые выставки посвященные абстракции.
Еще через два года проходит
первая персональная выставка художника, на которой были представлены его работы.
А в 1950 году его выставка нашла продолжение в экспозиции с названием
«Противоборствующие порывы», которая так же была посвящена лирической
абстракции.
С каждым годом Жорж Матье все чаще и чаще принимает участие во всевозможных выставках.
Уже в начале 50-х его знали не только во Франции, но и во всей Европе. А через
еще пару лет можно было говорить о международном признании художника.
Являясь самоучкой, Жорж Матье
неплохо разбирался в живописи. Свои наблюдения, выводы, принципы и свой взгляд
на искусство он изложил в своем исследовании «За пределами ташизма» («По ту
стороны ташизма»), так же на протяжении всей жизни он публикуется в различных
печатных изданиях, где пишет не только статьи, но и манифесты или заявления.
Во 2-ой половине 60-х годов
художник обратился к декоративному искусству. Матье рисует плакаты для различных компаний, обращается к миру
высокой моды, выполняя эскизы для украшения севрского фарфора.
В 1976 году Жорж Матье был избран членом Академии изящных искусств.
Принципы работы Жоржа
Матье.
Искусствоведы признали Жоржа
Матье родоначальником такого направления в живописи как «историческая
абстрактная живопись».
Основное ее отличие от
обыкновенной «исторической живописи» состоит в том, что на картинах Матье нет людей, нет аксессуаров, нет
событий.
Правда многие критики находят в его абстракциях выражение
через фигуры, пятна борьбу людей,
исторические события. Возможно сами названия картин, среди которых «Капетинги
повсюду», «Битва Бувине», подтолкнули их к таким выводам.
Одним из приемов написание
картины было размазывание рукой выдавленной из тюбика краски. Очень часто
подобные картины напоминали иероглифы, к которым их потом и приравнивали.
Жорж Матье любил делать из
написания картины общественное представление. Особенно он увлекся этим в 60-е
годы, когда он создавал свои картины на глазах у публики.
Во время работы над картиной
постоянно звучала музыка, которая постоянно менялась в зависимости от характера
настроения, которое художник испытывал при написании той или иной кляксы,
линии.
Точно так же как и музыка
менялась и одежда художника. Так, при помощи музыки, одежды и самих жестов
художник подчеркивал монументальность создаваемой картины, которая уже через 20 – 30 минут была окончена.
Нарисовав таким образом не один
десяток картин, Матье достиг
совершенства. Ему удавалось не только вырисовывать красивые завитки, но и
сочетать их между собой так, что казалось, что картина пишется не спонтанно
сразу из головы, а продумывалась в течение длительного времени. Краску он
наносит по-разному: либо из тюбика сразу на холст, либо, если площадь рисунка
большая, использует палец, всю ладонь или кисть.
ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на
http://anysite.ru обязательна!