Маньеризм (от итал. maniera – манера, стиль) – направление в европейском искусстве. Этот художественный стиль - результат кризиса искусства Возрождения, он отражает потерю гармонии между внешней формой и ее внутренним содержанием, между человеком и природой.
Направление зародилось в итальянском искусстве XVI века. Внешне подражая великим мастерам Ренессанса (Микеланджело, Леонардо да Винчи),
маньеристы в своих произведениях утверждали драматичность бытия, неустойчивость существования, субъективность искусства. Их работы отличаются излишней сложностью, манерностью, напряженностью образов.
Маньеризм в живописи
Приемы:
- Утрированная духовность в сочетании с эротизмом;
- Перегруженность композиции;
- Взвинченные, изломанные линии;
- Сознательно удлиненные или деформированные фигуры;
- Напряженные экспрессивные позы;
- Необычные эффекты, связанные с освещением и перспективой;
- Яркая, контрастная цветовая палитра.
К итальянским
маньеристам искусствоведы относят Понтормо, Вазари, Пармиджанино и других, менее известных, живописцев. Приемы маньеризма использует в своих портретах испанский художник Эль Греко.
Маньеризм в скульптуре и архитектуре

В скульптуре (Бенвенуто Челлини и др.) и архитектуре (Вазари, Джулио Романо)
маньеризм проявляется главным образом как стилизация и эклектика.
Стремление к внешним эффектам, присущее этому стилю, приводит художника к созданию неустойчивой, перегруженной композиции, подчеркнутой динамичности и напряженности поз. Декор
маньеристов нарочито экспрессивен, детали экстравагантны.
Несмотря на все недостатки, маньеризм явился тем переходным периодом, который подготовил появление барокко и рококо. Этим определяется его положительная роль в искусстве.ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на
http://anysite.ru обязательна!