«Новый жанр и новый материал дают новое
ощущение пространства, которое и является основной темой моих работ. Я не делаю
живопись, я не делаю соц-арт, я не делаю коллажи - я делаю пространство. Не
важно, чем оно наполнено - важно его присутствие. Оно складывается из всего
того, что видно из той энергии, которая и заставляет все, что видно, ожить,
наполниться и создать некий универсум, где есть ад и рай, небо и земля, а между
ними человек с его драмой».
Факты из биографии Ростислава Лебедева
Ростислав Евгеньевич Лебедев родился в 1946 году. Художественное
образование получил на художественно – графическом факультете Московского
государственного педагогического института, который он окончил в 1969 году.
В сорокасемилетнем возрасте
Ростислав Лебедев был принят в
Московский союз художников. К этому
времени он уже был признанным художником, который выставлялся в России и за
границей, как в групповых выставках, так и в индивидуальных.
Картины художника хранятся во
многих музеях, таких как Государственный Русский музей, музеи США,
Великобритании, Франции.
Характеристика
творчества и стилей художника
Ростислва Лебедев относится
к тому числу художников, которых называют классиками современной живописи и
современного искусства.
Ростислав Евгеньевич Лебедев выбрал для своего творчества художественное
направление соц-арт, и именно с этим направлением он заявил о себе как о
художнике. Кроме этого его относят к числу лидеров данного современного
направления.
Идея о новом направлении в
искусстве возникла как ответная реакция на появление поп-арта. Поп-арт был
откликом на американское перепроизводство товаров. Проведя аналогию с перепроизводством
идеологии в России Ростислав Лебедев
создал соц – арт.
Соц-арт — одно из направлений
постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970-х годах в рамках так
называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии
того периода. Используя и перерабатывая одиозные клише, символы и образы
советского искусства и расхожие мотивы советской политической агитации, соц-арт
в игровой,
зачастую эпатирующей форме, развенчивал их истинный смысл, пытаясь
раскрепостить зрителя от идеологических стереотипов.
Начал Ростислав Лебедев с
русской иконы и французского постимпрессионизма. Обращение к цвету, умение
играть оттенками вывело художника к новому направлению в искусстве. Уже вначале
70-х годов одного цвета Ростиславу
Лебедеву было мало и он начал использовать дополнительные материалы: доски,
бумагу, куски багета, картон и т.д. В своих работах художник стремился создать
единство несовместимого, и у него это получалось.
Работы этого периода были близки
к русскому кубофутуризму. Повседневные предметы, к которым человек привык, переосмысливаются
художником, используются в новой обстановке и утрачивают свой привычный вид.
«Я люблю сопоставлять разные вещи, натуральные и абстрактные,
материальные с невесомыми. Это очень интересно - дерево и куб дома, небо и
автомобиль, лозунг и человек».
А в конце 70-х годов взгляд Ростислава Лебедева изменился. Он
теперь не только изображает какую-либо
вещь, пытаясь ее оживить, теперь он вселяется в эту вещь и наделяет ее смыслом
и передает ей свое индивидуальное видение вещей и мира.
Ни одна из работ Лебедева не ограничивает себя одной
темой или одним слоем. Так можно выделить несколько слоев характерных для этого
художника: эстетический, социальный, сексуальный, формальный, этический.
В своих работах Ростислав Лебедев не стремиться передать
содержание тех идеологических принципов, которые существуют вокруг, наоборот,
он высмеивает их, показывает их абсурдность. Он считал, что людей нужно научить
перестать бояться и принимать все с юмором, и только тогда можно будет выжить.
«Мое отношение к творчеству как к
радости, свободе определило и мое отношение к соц-арту. Для меня это стало
веселой игрой, карнавалом абсурда».
ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на
http://anysite.ru обязательна!