Появившиеся в начале 20 века
телефоны, самолеты, корабли вызывали у
детей много вопросов: почему летают? как работают? отчего звонит? Дать ответы
на эти вопросы могли научно-популярные книги и обязательно в этих книгах должны
были быть иллюстрации, ведь только с их помощью можно все рассмотреть и все
понять.
Николай Федорович Лапшин
(1891 – 1942) – русский живописец, график, иллюстратор детских книг. Он был
одним из основателей отечественной школы научно-познавательной иллюстрации в
детской книге.
Кое-что из биографии.
Очень часто, говоря о Николае Лапшине, можно услышать, что
художник родился в 1888 году. Это связано с тем, что во всех своих анкетах Лапшин писал именно эту дату, почему –
не известно. И только совсем недавно было обнаружено свидетельство о рождении,
где указан 1891 год.
Систематического художественного образования Николай Лапшин не получил. Он с перерывами обучался в различных
частных студиях. В юношеские годы он занимается различными художественными
работами: разрисовывает солдатские клубы, делает декорации для спектаклей,
оформляет городские улицы во время праздников.
«…Какая масса времени потрачена
совершенно зря. То ли от личных моих свойств – неуверенности в себе, то ли от отсутствия
среды искусства и неумения создать эту среду. Не было хорошей школы, не было
традиции, нужна была «переоценка ценностей»».
В 20-е годы Лапшин
становится редактором детских книг и журналов. Начинается самый известный
период в его творчестве. Художник
работает как с российскими редакциями, так и с редакциями Нью-Йорка. "Солнце
на столе", "Сто тысяч "почему" М. Ильина, "Таинственный
город" Я. Миллера, "Письма из Африки" Н. Блюла и многие другие
книги проиллюстрированы Николаем
Лапшиным.
В 30-е годы художник оставляет книжную графику. В эти годы он
увлекается живописью. Основным его направлением стал городской пейзаж, в
котором Лапшин продолжает традиции
французских пейзажистов.
Николай Лапшин и детская книга.
К работе с детской книгой Николай
Лапшин пришел с большим багажом знаний. Все, кроме текста, Лапшин придумывал самостоятельно:
иллюстрации, обложку, макет книги.
Работая, он занимался поисками собственного стиля. Для того чтобы
найти лаконичное изображение он рисовал наброски, зарисовки. Очень часто свои
иллюстрации сводил к минимуму, рисуя только знаки. Часто он использовал прием
детского рисования, когда его рисунки будто бы рисовал ребенок.
Одним из главных вопросов для Николая
Лапшина был вопрос о том, как в иллюстрациях показать ребенку современный
мир. Ответом на этот вопрос стала книга «Город и деревня», в иллюстрациях к
которой Лапшин и показал два разных
времени – прошлое и настоящее, только на примере города и деревни.
При работе над книгами М. Ильина к Лапшину пришел настоящий успех. Причина этому успеху – абсолютное
сочетание содержания текста, стиля текста с иллюстрациями.
Но работать над книгами Николаю
Лапшину было очень непросто. Несмотря на занимательные тексты, они были
перегружены информацией, и найти самое главное, что бы сделать иллюстрацию было
очень сложно. Лапшин нашел выход –
он стал вставлять в тексты небольшие рисунки.
Рисунки Николая Лапшина совершенно
разные по своему содержанию: это научные иллюстрации, которые изображают
предметы, явления, чертежи, схемы, карты, сценки.
Сценки были так же различными. Они могли изображать пиршество
бояр, сценку на базаре, караван верблюдов. Их главная задача – дать толчок читателю
к фантазированию и лучшего понимания текста.
В апреле 1941, незадолго до
внезапной потери зрения, Лапшин
записал: «Необходимо иметь отношение к искусству, интерес к нему, только тогда
висящая на стене бумага с чем-то нарисованным на ней вызывает субъективное
переживание и отсюда и оценку… А искусство может дать только то, что может и
часто не то, что хочется критику».
ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на
http://anysite.ru обязательна!