Вдохновением Кете Кольвиц был простой народ. Темой
ее офортов и литографий стали страдание рабочих и та несправедливость, которой
они подвергались со стороны буржуазии.
«Пролетариат в типических его проявлениях творчески вдохновлял меня.
...Позднее, когда при близком соприкосновении с рабочими я по настоящему узнала
их нищету и беды, у меня возникло также чувство долга своим искусством служить пролетариату».
«Она - голос безмолвия обреченных на жертвы
народов».
В начале лета
1867 года в семье Шмидт появился пятый ребенок – девочка, которую назвали Кете. Ее первым учителем стал офортист
Мауэр. Отец, заметивший способности дочери, видел ее великой художницей, поэтому
его сильно разочаровала помолвка семнадцатилетний Кете и студента-медика Карла Кольвица.
Кете много общалась с друзьями своего
брата и жениха, которые были приверженцами социализма. Разумеется, это оказало
определенное влияние на свободолюбивую и восприимчивую девушку.
В 1885 году Кете переехала в Берлин, где
познакомилась с Карлом Штеуффер-Берном, открывшем ей гравюры Клингера. И именно
Штеуффер-Берн подтолкнул молодую художницу к занятию графикой. Спустя год Кете вернулась домой. Она начала
учиться у Эмиля Нейде, который познакомил ее с натурализмом Курбе.
Спустя
некоторое время Кольвиц уехала в
Мюнхен, где поступила в женскую художественную школу. После учебы она опять
вернулась в родной город, но пробыла там недолго.
В 1891 году
супруги Кольвиц перебрались в Берлин.
Там Кете много общалась с простыми
рабочими – пациентами мужа. В тоже время
она не переставала работать. Кете
Кольвиц – одна из немногих художников, чьи гравюры были куплены гравюрным
кабинетом Дрезденской галереи еще при жизни мастера. Она преподавала в
берлинской женской художественной школе, кроме того, Кете – первая женщина-профессор берлинской Академии художеств.
Относительно
спокойную жизнь Кольвиц нарушила Первая
мировая война, унесшая жизнь ее сына Петера. После этого Кете хотела лишь одного – воздвигнуть памятник сыну. Но со временем
она поняла, что он не может быть посвящен только Петеру, что этот памятник
должен быть воздвигнут в честь всех тех, кто был принесен в жертву безжалостной
войне.
Кете и Карл Кольвиц боролись против
фашизма, а значит когда во главе Германии встали нацисты, жизнь супругов резко
изменилась. Работы Кете были сняты с
выставки в Академии художеств, а сама она была изгнана из нее. СМИ резко
критиковали ее и ее творчество, в доме Кольвицей
постоянно происходили обыски, им приходилось выносить многочисленные допросы и
издевки гестапо, к тому же их преследовал голод.
«Творения Кете Кольвиц - величайшая поэма современной Германии, в которой
отражаются тяготы и страдания простых людей. Она - голос безмолвия обреченных
на жертвы народов».
"Война преследует меня до
конца..."
Все свое творчество Кете Кольвиц посвятила простым рабочим,
их борьбе за свою свободу и равноправие. Ее работам свойственны простота и
монументальность, суровость и ясность; создаваемые Кольвиц образы наделены индивидуальностью и эмоциональностью. Еще
одной темой ее офортов стала мать, которая пытается спасти своих детей от
нищеты и голода.
Кете свойственна экспрессивная манера,
она использует игру света и тени, мягкие штрихи, которые резко переходят в
более энергичные. Ее литографии отличаются от остальных работ широкой, свободной линией на зернистом камне.
Первая
мировая война привнесла в творчество Кольвиц
мрачности и экспрессионизма. Она протестует против войны, несущей смерть и
насилие, против угнетения и призывает всех трудящихся объединиться. После
смерти сына художница все чаще и чаще изображает мать, держащую своего мертвого
ребенка или борющуюся за его жизнь.
Великая
Октябрьская революция вдохнула новые силы в Кете Кольвиц. Источником ее вдохновения становится работница,
похожая на тех простых женщин, рядом с которыми проходила вся ее жизнь.
«Кольвиц хочет достигнуть того, чтобы при первом взгляде на ее
картину тоска схватывала вас за сердце, слезы подступали к вашему горлу. Она - великий
агитатор».
ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на
http://anysite.ru обязательна!