Стеклодувное
ремесло родилось в Киевской Руси на стыке X-XI веков. По стране были рассеяны маленькие мастерские,
изготовляющие разнообразную посуду, украшения и разноцветные смальтовые мозаики.
Ко второй половине XIX века Россия стала одним из крупнейших производителей
стеклянных изделий. Продукция пользовалась спросом не только внутри страны, но
и далеко за её пределами.
Золотым
фондом стекольной промышленности России стали: Ямбургский (1705 — 1735
гг.) и Жабинский (1717 — 1735 гг.) заводы Меншикова
под Петербургом; Усть-Рудицкая фабрика (1753—1768 гг.) учёного М.В. Ломоносова
под Петербургом; заводы купцов Немчиновых в Смоленской губернии
(вторая половина XVIII века); фабрика Мальцевых — Гусевская
во Владимирской губернии (с 1756 г. по сей день) и Дятьковская
в Орловской губернии (с 1790 г. по настоящее время), Милятинский
завод графов Орловых в Калужской губернии (1793—1860 гг.)
и Никольско-Пестровский Бахметевых в Пензенской губернии (с 1764 г.
по сей день). Самым лучшим считался Императорский стеклянный завод.
Зелёное стекло
Отдельным
пластом стеклянной культуры стали изделия из дешёвого неочищенного стекла. Оно
было зелёного цвета и использовалось для производства разнообразной дешёвой
утвари для небогатых слоёв населения.
Благодаря
своей гибкости и податливости, стеклянные изделия превратились в произведения
национального славянского искусства. В зелёном природном материале отражались
все направления народного творчества: лубочные картинки, роспись керамики и
дерева, гончарное ремесло и глиняная фигурная пластика.
В XVIII веке
домашняя посуда осталось той же, что и в XVII. По-прежнему на столах стояли фляги, горшки, блюда, штофы,
кувшины… Только были они уже не глиняными, а стеклянными.
Посуда
изготавливалась методом свободного выдувания, и украшалась лепными жгутами,
рельефными нитями и «пуговицами» сразу у печи.
Чаще всего посуду
декорировали яркими эмалевыми узорами, в которых отражалась традиционная
русская любовь к краскам и декоративное чутьё. В качестве сюжетов мастера
выбирали батальные, библейские и бытовые
сцены, праздничные гуляния и поездки на санях. Есть категория орнаментов,
отражающих языческие корни: звери и птицы, ветви с красными ягодами. Они обычно
приберегались для праздничной посуды.
Самым
популярным образом в росписи был аист или журавль. По языческим поверьям, аист
охраняет от нечистой силы, помогает с урожаем, способствует крепкому здоровью и
рождению детей. Сосуды, украшенные аистами, обязательно ставили на свадебный
стол.
Не менее
занимательным пластом в стеклянном искусстве стала посуда в форме птиц и
зверей. Предметы полностью сохраняли свою прямую функцию, притом что их
«туловище» максимально уподоблялось «прототипу». Ценилась такая посуда
несравненно выше, и использовалась на праздниках. Считалась, что она имеет своё
значение, идентичное значению «прообраза».
Гравировка
Гравировка
стеклянной посуды пришла в Россию из Богемии в конце XVII века. В
России гравировку выполняли на бесцветном «царском» стекле торжественных
барочных кубков и штофов. Богемская работа подчёркивает тяжеловесность
барочного стиля и создаёт ощущение перегруженности. Русская гравировка чудесным
образом облегчает и оживляет кубок, ставший ещё более торжественным.
У купечества,
духовенства, дворянства и царской семьи, особой любовью пользовались кубки,
украшенные дарственной надписью и эмблемами.
Наиболее
интересны классические кубки 1780-1800 годов. Они отличаются утончённой
декоративностью, сочетающейся с благородной простотой и рациональной формой.
Стекло эпохи
классицизма характерно принципиально новым видом росписи. Стенки ваз, рюмок и
графинов покрыты тонким, чётко выверенным геометрическим узором. Рисунок
делался золотом, серебром и эмалью посредством труднейшей техники – «венецианской
нити».
В середине XVIII века
М. В. Ломоносов разработал рецептуру широкой палитры красок для стекла. Россия
стала первой страной, использовавшей её в сочетании с утончённой
серебряно-золотой росписью.
Хрусталь

Работы 20-30
годов XIX века сохранили ощущение духовного подъёма победы над
Наполеоном. Чему немало способствовало использование нового материала –
хрусталя. Возвышенности изделиям из него добавляла игра солнечных лучей в
гранях. Благодаря этой черте хрусталь стал материалом для праздничной посуды и
монументальных и торжественных предметов
интерьера.
30-90 годы XIX века
отличаются многообразием художественных стилей. Отдельно можно выделить изделия
в русско-византийском стиле, отличающиеся богатым узором из золота и ярких
эмалевых красок, корни которого уходят к древнерусскому искусству X-XIII веков. Не
остались незамеченными изделия в псевдорусском стиле. Они копировали и
перерабатывали формы и мотивы крестьянского прикладного творчества. Заводы
гравировали посуду поговорками, расписывали народными сценками и персонажами.
Наше время
На рубеже XIX-XX веков массовая
стеклянная посуда стала выпускаться на механизированных линиях. Однако
художественное стекло сохранилось и стало более ценным товаром.
В 60-е годы XX века
стекло перешагнуло рамки утилитарности. Оно активно взаимодействует с
архитектурой, оформляя помещение витражами, мозаиками, декоративными и
объёмно-пространственными предметами. Кроме того оно стало самоценным,
полностью утратив своё практическое назначение. Что доказывает помещение стекла
в выставочный зал.
ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на
http://anysite.ru обязательна!