"Флюксус – это не момент истории и не направление в искусстве, это способ делания вещей, традиция, образ жизни и смерти" Дик Хиггинс.
В середине ХХ века мастера разнообразных видов искусств по всему миру начинали задаваться, в конечном итоге, одной и той же целью – стереть и расширить границы пролегающие между искусством и жизнью, отойти от коммерческой и критической стороны искусства и взглянуть на возможности, которые лежат перед любым человеком в собственной творческой реализации.

Невероятное количество молодых художников и поэтов создавали и пробовали новые, противоречивые, авангардные течения и направления в искусстве.
Это время было невероятно насыщенным периодом экспериментов и проб, в результате которых современное искусство приобрело именно такие черты и свободы, которые имеет сейчас.
Не исключением, а пожалуй одним из законодателей новых идей, стало европейское арт-движение «Флюксус», которому в результате удалось достичь поставленные цели освобождения от стандартов и рамок, которое, несмотря на свою недолгую продолжительность, оставило неоценимый вклад в современное искусство, став идолом и пророком для современных перформансов, хеппенингов и различных инсталляций.
Начало потока
Само название движения «Флюксус» в переводе с латинского и английского имеет один и тот же смысл, и обозначает «поток, течение», чему придавалось большое значение, поскольку это слово, по мнению участников движения как нельзя лучше отражало принципы «Флюксуса».

Сами же принципы были разнообразны и порой громогласны, но в общем смысле заключались в объединении различных художественных способов, техник, течений искусства в одном мощном и спонтанном потоке.
Само арт-движение зародилось с начала 50-х годов, однко полностью оформилось лишь к началу 60-х. В этот период художники Германии, Японии и Великобритании создают яркие произведения, связанные общим настроением и целями, но не объединенные одним течением.
Официальным временем рождения «Флюксус» считается 1961 год, а его основателем Джордж Маккинас.
"Флюксус – это смесь водевиля, вранья, детских игр и Дюшана" Джордж Маккинас.

Лидером и активным деятелем «Флюксуса» являлся Маккинас, который был первым человеком, объединившим всех художников «нового веяния» под одним названием.
Случилось это в том самом 1961 году, когда Маккинас учредив акцию по продаже билетов на организованную им выставку, заявив, что собранные средства буду т пущены на создание и издание журнала «Флюксус».
Впоследствии Джорджу Маккинасу удалось объединить множество продвинутых и авангардных художников и деятелей искусства, начав отсчет масштабной деятельности нового официального арт-движения «Флюксус».
Содержание нового искусства или 10 правил против рамок
«Флюксус» – это НЕ профессионализм, НЕ производство, пусть даже предметов искусства. «Флюксус» – это акция: поставить вазу с цветами на пианино.»Бен Вотье
Само рождение движения
«Флюксус» наполнено случайностью и экспромтом, денег на издание журнала не хватало и было решено организовывать фестивальные мероприятия с участием всех заинтересованных художников.
Таким образом деньги были получены, а журнал больше не издавался, поскольку художники были объединены, а основная форма деятельности, такая как живое выступление, была найдена.

После этого деятельность «Флюксуса» приобрела вид сплошного перформанса
Эти зачастую абсурдические и шокирующие действия, у которых не было ограничений не в способах подачи, ни в месте проведения, оставляли зрителей наедине со своим шоком и вопросами.
Художники дарили зрителям полноценное некоммерческое действие, которое рождалось на их глазах и тут же умирало, при чем со временем участие самых зрителей в перформансах стало визитной карточкой любого мероприятия «Флюксуса».
Все внимание мастеров «Флюксуса» было обращено к повседневным вещам, всеми доступными им способами, они стремились показать простые и привычные всем вещи и ситуации из жизни каждого как совершенно уникальное и неповторимое произведение искусства. Любой шум мог стать музыкой, любая мелочь, типа спичечного коробка могла наполниться глубоким смыслом.
Из манифеста Маккинаса: "Очистить мир от буржуазной тошнотины, интеллектуальной, профессиональной и коммерческой культуры! Очистить мир от мертвого, искусственного, абстрактного искусства! Бороться за революционный поток и порядок в искусстве, развивать жизненное искусство, антиискусство! Создавать реальность, которая не будет полностью заграбастана критиками, дилетантами и профессионалами! Сплавлять культурные, социальные и политические революции в единую акцию!"
Стремясь максимально отойти от привычного искусства с его пороками, арт-движение полностью отвергает любые формы и правила, авторство и признание, на первое место ставя саму идею.
Только она, по мнению «флюкчан», важна в самом процессе творчества. «Флюксус» открывает двери перед всеми, кто желает донести мысль и идею, наполнить что-то смыслом и показать другую сторону реальности.
В этих порывах «Флюксус» приобретает черты сатиры, сарказма, порой позволяет себе хулиганство. Именно в таком состоянии мастера могли освободить для себя большее поле деятельности, шутки и несерьезное поведение.
Превращали весь процесс творчества в сплошной эксперимент, открывающий художнику мир спонтанности и новых открытий.
Участники арт-движения будущего

Во «Флюксус» входили одни из самых знаковых художников ХХ века, каждый из которых наполнял деятельность движения своим собственным неповторимым почерком, а для многих сам «Флюксус» был школой и серьезным опытом.
«Флюкчанами» в свое время были Вольф Фостель, Джордж Мацюнас, Роберт Филью, Джордж Брехт, Бен Вотрие, Йоко Оно, Генри Флинт, Роберт Уотс и многие другие мировые величины в мире искусства.
«Флюксус» - это АНТИискусство, отказ от "Я", это вообще НЕ искусство.»Бен Вотье
Одной из самый заметных персон в мире «Флюксуса» являлся Джон Кейдж. Он не только активно участвовал в жизни движения, но и читал лекции и семинары в Новой школе исследований в Нью-Йорке, которые посещали будущие знаменитые художники.
На своих лекциях он обращался к поиску первым делом личных приемов и целей, и так он доносил до подрастающего поколения основные принципы новых веяний в искусстве.

Несмотря на широкую деятельность и большое распространение, «Флюксус» просуществовал лишь вплоть до 70-х годов.
Быть может культура абсурда не может так долго удивлять, а быть может движение достигло своего, дав начало новым приемам и течениям, основной целью которых стало обращение к искусству самой жизни в самых ее непредсказуемых выражениях.
ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на
http://anysite.ru обязательна!