Ядром художников в начале 20 века
было общество «Бубновый валет», организованное Аристархом Лентуловым. Однажды, анализируя творчество молодого
поколения художников, Александр Бенуа сказал: «Нынешние страшилы со временем
станут классиками».
Немного из биографии
Аристарха Лентулова.
Аристарх Лентулов родился в 1882
году в селе Нижнее Ломово. Любовь к рисованию у будущего художника появилась в
раннем детстве. Своему любимому делу он решил посвятить всю жизнь, поэтому в 16
лет сбежал из духовной семинарии, куда поступил по желанию матери.
В 1906 году Аристарх попробовал поступать в Петербургскую академию художеств.
Но не выдержал экзамены из-за своей дерзости. Когда преподаватель поинтересовался
у него, где он видит на носу модели зеленый цвет, Лентулов ответил: "А вы разве не видите? В таком случае мне
вас жаль".
Лентулов был уверен, что сможет найти единомышленников, которые так
же как он смело изображали свои идеи на бумаге. Так зародилась идея о создании
общества художников. Из-за исторических событий общество просуществовало всего
лишь 7 лет.
По поручению Наркомпрос Аристарх
Лентулов организовывает
художественное училище. Одновременно с этим Лентулов начинает оформлять сценические площадки, а затем переходит
в театр. Создавая декорации к спектаклям, художник продолжает продвигать свои
принципы.
В начале 30-х годов состоялась
первая выставка Аристарха Лентулова,
на которой были представлены работы художника, относящиеся к раннему периоду
его творчества. Выставка получила большое количество положительных откликов.
Творчество Аристарха Лентулова.
Для идей и творчества Аристарха Лентулова характерна дерзость,
смелость, желание утвердить новые методы и пути.
Для картин раннего периода
характерно обращение Лентулова к
монументальным сюжетам. В большинстве своем они написаны под впечатлением,
которое произвели на художника работы французских кубистов.
Правда кубизм он увидел
по-своему: дробя предмет на фрагменты, Лентулов делал упор на эмоциональную сторону, которую
предмет передает. Эта эмоциональность и выразительность является итогом
взаимодействия на картинах формы предмета и его цвета.
Благодаря акцентам, которые
использовал Аристарх Лентулов, он
самостоятельно пришел к искусству кубофутуризма. Ярким
примером этого
направления является картина «Аллегорическое изображение Отечественной войны
1812 года»
С этим полотном связана полулегендарная история. Один студент
пообещал, что добровольно сядет в тюрьму, если Лентулов сможет объяснить, что изображено на этой картине. Художник
объяснил, но студент на суд не пришел.
Главным «объектом» в ранних
картинах Лентулова был цвет. Для
того чтобы его подчеркнуть, выделить, художник добавлял в свои полотна наклейки
из цветной бумаги или фольги.
В картинах Аристарха Лентулова конца 10-х начала 20-х годов можно обнаружить
черты реализма. А к концу 20-х годов на первом месте в творчестве художника
стали лирические пейзажи.
«Бубновый валет», работа в театре
и вслед за этим Аристарх Лентулов обращается к теме моря. Аристарх очень любил природу, которую
он очень часто изображал на своих картинах, и все его картины этого периода
отличались лаконичностью, гармонией и
это не смотря на свободную форму их написания. Особенно он любил закат – солнце
над крышами является одним из основных мотивов художника.
В 30-е годы художник перестает
стремиться одержать верх над западными бунтарями. Его картины становятся
спокойнее и сдержаннее.
Среди работ художника мало портретов, но и по ним можно сделать вывод,
что Лентулов по-своему видел людей.
"Я не признаю портретов, не
считаю их произведением искусства, если они выполняют функции фотографии, где
художник является лишь добросовестным передатчиком всех особенностей
изображаемого им объекта...
Я считаю портрет произведением
искусства только в том случае, если художник передал свое переживание от
данного объекта, свое впечатление, если хотите, даже свое настроение"
Аристарх Лентулов и «Бубновый валет».
В 1910 году Лентулов вместе с Михаилом Ларионовым создают сообщество
художников. «Бубновый валет» - именно такое название выбрали художники для
своего объединения. Бубновый валет у
гадалок обозначает молодость, горячность – качества, характерные для участников
общества.
Среди них можно выделить: Куприна, Гончарова, Ларионова, Машкова.
Первоначально состав был очень пестрым – в него входили те, от чьих рисунков
веяло новыми традициями, методами.
Первоначально участники
«Бубнового вальта» стремились разорвать оковы устоев и завоевать свободу в творчестве. Наслаждение своим творчеством,
азарт – вот что испытывали эти живописцы. Это сказывалось и на количестве работ
– получая удовлетворение и хорошее настроение от своей картины в процесса ее
создания, члены общества создавали за неделю по несколько законченных работ.
Наибольшее предпочтение «вальты» отдавали натюрморту, а особенно
натюрморту с подносом. Следует отметить, что их абсолютно не волновали
пропорции, планы и предназначение предметов в реальной жизни.
Первый раскол общества состоялся
из-за несовпадений взглядов участников на искусство, насколько оно должно
радикально отличаться от того, что делали предшественники.
После раскола определилось
основное направление «вальтов»: не
смотря на кубизм, они старались придать предмету реальный вид, но стремились подчеркнуть
в нем первозданные качества – цвет и форму. Кроме кубизма в картинах художников
«Бубнового вальта» можно обнаружить черты фовизма, черты, характерные для
народного творчества.
Во время революции 1917 года
многие художники покинули страну и уехали за границу, так сообщество «Бубновый
валет» и распалось.
ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на
http://anysite.ru обязательна!