АвторТворчествоПубликацииКонтакты

Поп-арт: «Искусство в массы»

Наверно, ХХ век, как никакой другой, был богат на новые художественные направления и течения в искусстве. Некоторые ушли безвозвратно, некоторые оставили глубокий след не только в искусстве, но и в сознании людей, в философии культуры.

Модернизм, перевернувший все вверх дном в начале ХХ века, должен был рано или поздно закончиться. В своих гипертрофированных формах он был непонятен, крайне элитарен и уж очень далек от реальности (к примеру, сюрреализм тому прямое подтверждение). Как ответ элитарности модернизма в 1950-х годах в Америке зародилось новое направление – поп-арт. Вдохновители поп-арта в некотором смысле решили нести искусство в массы. Даже более того: они решили искусство из масс добывать. В частности, объекты массовой культуры и массового потребления стали, с их точки зрения, отличным объектом искусства. Наверно, не зря поп-арт возник именно в Америке. Роберт Индиана, один из известных поп-художников говорил: «Поп-арт – это идеальная американская мечта: оптимистичный, насыщенный, наивный!» Хотя очень скоро поп-арт («поп» - от popular, популярный) покорил и Европу. Поп-арт – это гимн массовой культуре, поклонение объектам потребления. Это яркие краски, простые формы и много иронии.

Энди Уорхол. Король поп-арта.

Биография Уорхола благодаря ему самому содержит множество противоречий. Энди (настоящее имя – Андрей Вархола) очень любил ввести журналистов в заблуждение и на одни и те же вопросы в разных интервью отвечал по-разному.

Родиной его считается небольшой городок на территории современной Словакии. Хотя по одной из версий художника он родился в США в Питтсбурге. Начав карьеру как иллюстратор, уже в 1950-х он стал достаточно популярным. Чуть позже появляются его культовые картины – Кока-кола и банка супа Кемпбелл. Именно в этой банке в 1969 году его «утопит» журнал Эсквайр, как бы намекая на то, что поп-арт изжил себя. Но это будет потом. Пока Уорхол работает в своем собственном направлении и этот стиль приносит ему успех. «Нельзя делать то, что не в твоем стиле. Это плохая идея» - говорит Энди. Фабрика Уорхола Вероятно, самая известная картина Уорхола – портрет Мерлин Монро. Это своеобразная квинтэссенция поп-арта. Яркие, почти кислотные, краски, объект из области массовой культуры… Но не только современные художнику образы «попадают под руку» Уорхолу.

Он преображает Венеру из картины Боттичелли "Рождение Венеры". А действительно, идея доступности искусства диктует свои законы: в рамках поп-арта Ренессанс тоже должен стать современнее и доступнее, пригодным к массовому потреблению, так сказать.

И тут рождается еще одна знаковая и грандиозная идея – тиражирование. Начинается все с тиражирования одного образа в рамках полотна. То ли длинные полки супермаркетов вдохновили Уорхола на эту идею, то ли что-то еще. Но он создает Фабрику, где методом шелкографии (автоматической) начинает производить искусство. Теперь искусство доступно не только качественно, но и количественно…

Поп-арт как стиль жизни

Так или иначе, поп-арт Уорхола достоин считаться философией. По крайней мере, его цитаты – полноценный творческий манифест, завоевавший завидную популярность. Уорхол с радостью давал интервью, но журналисты боялись его как огня: столько шуточек и издевательств сыпалось на них. Удивительное сочетание бесконечной свободы творчества и ориентации на бизнес-искусство сделало свое дело: нравятся работы Уорхола или нет, они – эпоха. И это сложно отрицать. Философия Уорхола касается не только бизнеса или искусства (хотя вряд ли можно это разделить в его случае) – его цитаты популярны, чего бы они не касались. А: Мне нравится твоя квартира.
Б: Квартира хорошая, но места хватает только для одного или для двоих, если они очень близки.
А: Ты знаешь двух очень близких людей?
Впрочем, понимание любви и отношений в жизни и в философии Уорхола (в некотором роде понимание это «отредактировано» культурной эпохой) – совершенно отдельная тема.

Джон Джиорно спит

Известный как художник, Уорхол был еще и режиссером, снявшим более сотни картин! Не только игровых сценарных, но и совсем уж странных по жанру и по форме. К примеру, в одном из фильмов в течение пяти часов на экране показан спящий человек, поэт Джон Джиорно. Ни смены кадра, ни звука, ничего. Вероятно, это то самое искусство, неотделимое от жизни, о котором говорили представители поп-арта. От немых фильмов Уорхол обращался к игровым.

От короткометражек – до картин длительностью несколько часов. Двадцатипятичасовой (!) фильм «****» (это четыре звездочки, так называется фильм) создан на основе странного эффекта – две пленки наложены одна на другую. Без расчета, без монтажа – яркие цвета, смешение двух видеорядов один поверх другого… Словом, это 25-часовое наркотическое видео-путешествие… Тем не менее, фильмы Уорхола были известны и полностью отражали его воззрение на искусство. В 1968 в Уорхола стреляла психически неуравновешенная Валерии Соланс (она была его ученицей и снималась в одном из фильмов. Валери принесла ему свой сценарий, а он не просто не похвалил его, а даже где-то потерял)… к счастью, художника спасли и он прожил еще почти двадцать лет, но то покушение очень отразилось на нем. В середине восьмидесятых Уорхол устал от поп-арта и стал коллекционировать предметы классической живописи. Хотя вполне возможно, что это была просто еще одна эксцентричная выходка. ...и обещанная банка томатного супа...


Хотя в чистом виде поп-арт завершился, о нем сложно говорить как о чем-то ушедшем. Скорее всего поп-арт никуда не делся, просто незаметно принял иные формы, удачно влился в фрагментарную и разномастную культуру постмодерна.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Энди Уорхол: "Everything is beautiful, Pop Art is everything..." ▲