АвторТворчествоПубликацииКонтакты

Развитие человеческого понимания прекрасного связано и с такой областью искусства как витражи. Они пришли к нам из далекого прошлого. И до сих пор витражи вызывают восхищение у людей, которые могут познакомиться с ними поближе. В сущности же, мы практически ничего о них не знаем.

В основном, каждый может похвастаться только тем, что определяется понятием «витражи». Это застекленное особым образом окно, которое представляет собой какое-либо изображение из цветных стекол. Можно и так охарактеризовать витраж. Кстати, до сих пор бытует мнение, что подобные окна не используются в современных интерьерах. Однако это совсем не так. Сейчас многие из нас могут позволить украсить свой дом подобными произведениями искусства.

История создания витражей

Классическая техника изготовления витражей известна с Х века. В Германии решили применить к остеклению окон кусочки цветного стекла. Позже готические мастера стали широко использовать витражи для создания особого интерьера в храмах. На них изображались целые картины из религиозной жизни христиан. Франция и другие европейские страны сохранили для современников многие памятники архитектуры, где можно полюбоваться искусством витражирования в полной мере.

Витражное искусство – стеклянные шедевры от Тиффани до готических храмовНаибольшее распространение начальный этап данного искусства получил в середине XI века. Однако изначально витраж не выглядел так, как он выглядел, например, в эпоху Возрождения. Сначала рисовался эскиз, после чего с него снимался шаблон, и резалось цветное стекло. Согласно рисунку собирались стеклянные куски.

Затем предшественник витража обрабатывался эмалью буроватого цвета. Следом его отправляли в печь, чтобы именно там затонированные кусочки стекла подверглись обжигу. Только потом все части витража собирались в целую картину. Скреплялись стеклянные кусочки с помощью спаивания специальными свинцовыми прутками.

Уже в XII веке окна начали украшать медальонами небольшого размера различных форм: четырехугольных, круглых, продолговатых с обязательным присутствием изображений известных исторических сюжетов. Такой подход к искусству создания витражей стал отдельным направлением и стал называться медальонные витражи. Подобные произведения рук человеческих представляли собой мозаику. При этом они были составляющей части архитектуры сооружения.

Витражное искусство – стеклянные шедевры от Тиффани до готических храмовЕще одно направление в искусстве создания витражей стали декорированные оконные стекла, на которых изображались крупные фигуры персонажей. Такие витражи в основном помещались в оконные проемы церквей, исполненных в готическом стиле.

Кстати, все рисунки, которые изготавливались для церквей, носили только религиозный характер. И это естественно. Ведь витражи предназначались для декорирования храмов, священного места для любого христианина. Примерами средневековых мастеров могут служить окна французских соборов в Шартре, Париже и Пуатье.

Именно в это время в витражном искусстве появляются новшества в технике исполнения. Широко стал распространен в то время прием «гризайль». Рисунок наносился краской одного цвета. При этом использовались все оттенки, от светлого до темного. При помощи данного приема на стекле наносились целые композиции из орнаментов. Сходство с рисунками на коврах и тканях, кстати, было очевидным. И тут и там переплетение различных линий составляли узорные композиции.

В этот же период была изобретена желтая серебряная краска для стекла, которая стала стимулом к развитию витражного искусства.

Эпоха Возрождения – период расцвета витражного искусства

Витражное искусство – стеклянные шедевры от Тиффани до готических храмовXIV век – эпоха развития искусства витражирования оконных пролетов в германском государстве. Кельнский и Страсбургский и другие соборы могут похвастаться прекрасными витражами, которые являются составной частью внутреннего и внешнего убранства храма. Англия также отличилась созданием прекрасных произведения витражирования, которые также использовались в основном для отделки религиозных сооружений.

Как только появилась возможность использовать другие краски при создании витражей, мастера стали творить поистине удивительные шедевры. Бесцветное стекло превращалось в картины, сюжеты которых привлекали многих ценителей такого искусства.

Эпоха Возрождения стала периодом расцвета витражного искусства. Именно XV век нужно считать веком витража. В это время все области культуры, науки, техники начали прогрессировать в своем развитии, что положительно сказалось и на создании произведений из стекол. Готический стиль стал ведущим при изготовлении витражей. Целые пейзажи создавались руками мастеров этого вида искусства.

Самые великолепные витражи того времени – это стекла окон церкви Монморанси. В основе изображения можно увидеть религиозные сюжеты. Однако святые очень сильно были похожи на обыкновенных людей со всеми реалистическими особенностями создания портрета.

Упадок искусства создания витража

В середине XVII века мастерство создания витражей стало никому не нужно. Люди забыли, как прекрасно можно декорировать окна интересными рисунками, воспроизведенных прямо на стеклах. Витражи снова получили свое признание только в начале XIX века.

Кстати, очень много соборов пострадало от рук людей, которые в эпоху Просвещения пытались уничтожить все буржуазное. Они считали, что и соборы с величественными оконными проемами, на которых изображены религиозные картины, также подлежат уничтожению. А ведь все, что связано с развитием человека как высшего существа на планете является всемирным культурным наследием. И Первая мировая война также стала причиной уничтожения многих памятников архитектуры.

История витража в России

Интересна история создания витражей у нас в России. Согласно археологическим заключениям, на территории нашей страны еще в Х веке стали использовать стекло для заполнения оконного проема.

Витражное искусство – стеклянные шедевры от Тиффани до готических храмовЛетописи о жизни великих людей рассказывают нам о том, что, например, в XIII веке уже строили церкви и отделывали окна цветными стеклами. Намного позже на Руси поняли, что витражи – это удачная возможность добиться неповторимости интерьера, а также украсить здания с внешней их стороны.

Вторая половина XIX века ознаменовалась в Российском государстве полномасштабным применением произведений витражного искусства по прямому их назначению. А вот в начале ХХ века люди стали использовать витражи для декора домов, хотя церкви и продолжали считать, что окна в священном месте должны полностью отображать настроение прихожан.

Сейчас же в нашей стране витраж довольно распространен. Им украшают не только исторические объекты, но и дома тех, кто считает такое преображением интерьера наиболее красочным и стильным.

Современное витражное искусство

Витражное искусство – стеклянные шедевры от Тиффани до готических храмовМастера строительства во всем мире считают, что витраж способен не только преобразить помещение, но и внести такие изменения в дизайн, что в результате может получиться здание оригинальным как внутри, так и снаружи. Современное искусство создания витража многогранно.

Новшества, внесенные в техники создания произведений из стекла, стали причиной того, что в настоящее время витражи снова стали интересовать людей.

Каких только витражей не встретить! Это и мозаичный витраж, который создается путем набора кусочков стекла в виде мозаики.  И расписной витраж – все составляющие фрагменты окна расписываются. Спечной витраж или фьюзинг – это техника витражного искусства, когда рисунок создается с помощью запекания кусочков разного цвета. И еще известно много разных техник, которые позволяют современным мастерам создавать поистине уникальные шедевры под названием «витражи».

Вторая родина витражей – Америка

Витражное искусство – стеклянные шедевры от Тиффани до готических храмовОднако стоит вспомнить еще об одной стране, которая подарила миру особую технику витражного искусства. Это Соединенные Штаты Америки. Именно здесь родились два потрясающих художника: Луис Тиффани и Джон Ла Фарж, творчество которых расцвело в XIX веке. Они решили по иному оформить интерьер, создать свой подход к отделке помещений. Хотя Тиффани и Ла Фарж не работали совместно, они изобрели стекла нового типа, нашли возможность создать новые цвета.

Витражное искусство современности продолжает следовать традициям в области техники создания витражей американских художников. Сегодня известно такое понятие как «витраж в стиле Тиффани». Именно этот мастер создал массу новых технических способов, которые способствовали и способствуют изготовлению поистине совершенных произведений в такой области как витражное искусство.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Витражное искусство – стеклянные шедевры от Тиффани до готических храмов ▲