АвторТворчествоПубликацииКонтакты

Текстильное искусство многогранно. Оно состоит не только из создания тканей посредством вязания, ткачества и кружевоплетения, но и из декорирования их посредством росписи, вышивки, аппликации, набойки. Причём данный вид искусства не фокусируется только на народных произведениях и народных промыслах, но и на изделиях текстильной промышленности  и авторских дизайнерских работах.

Традиционное народное искусство

Русский художественный текстильНародный костюм – это соединение традиций и народных декоративных промыслов.

Отличительной особенностью русского народного костюма является его разнообразие на всей территории России. Костюмы можно разделить по видам одежды и традициям её ношения, количества предметов, расположению узоров. Отдельно можно говорить о крое, символичности платья.

Во времёна Петра I крестьянский костюм выделился в отдельный вид декоративно-прикладного искусства. Он продолжал оставаться неизменным на протяжении веков.

Городская одежда сформировалась под влиянием западно-европейской культуры. Платье изменялось постоянно, в зависимости от капризов моды.

Русский художественный текстильНепременной деталью русского народного костюма являются головные уборы. Благодаря разнообразию форм и богатству отделки они считаются самостоятельными произведениями искусства.

Для украшения головных уборов использовалось шитьё и вышивка бисером, колотым перламутром, речным жемчугом, гранёным стеклом. Часто весь убор покрывался плотным узором из золотых и серебряных нитей, что требовало огромных временных затрат и мастерства исполнителя. Вдохновлялись вышивальщицы растительным и животным миром, а временами и языческим прошлым.

Впрочем, золотая и серебряная вышивки применялись для украшения не только головных уборов, но и предметов церковного предназначения, а также платков, элементов костюма, косынок, епанечек. Особенно славилась работа нижегородских и тверских швей.

Русский художественный текстильВ XIX – начале XX века расцвела крестьянская вышивка, основанная на древнейших сюжетах. Ею украшали полотенца, прошвы и подзоры.

В XVIII - начале XX века сформировалась самобытное кружевное искусство. Золотое и серебряное, льняное, хлопчатобумажное и шёлковое. Из нитей выплетались покрывала, косынки, накидки, шарфы…

Русский художественный текстиль многогранен, благодаря многообразию техник исполнения: кружевоплетение, лоскутное шитьё, ковроткачество, вязание, узорное ткачество…

Декоративно-прикладное искусство

Русский художественный текстильДо 1917 года декоративно-прикладное искусство было сосредоточено на удовлетворении потребностей городского населения. В своих предпочтениях оно ориентировалось на европейскую сиюминутную моду. В соответствии со сменой художественных стилей изготавливались гобелены, покрывала, ковры, бисерные изделия, узорчатые ткани, а также отдельные детали костюма, аксессуары, платки и шали.

Особенно ценились произведения крепостных мастерских помещиков Н. А. Мерлиной, Д. А. Колокольцова, В. А. Елисеевой.

После революции декоративно-прикладное искусство было по-прежнему востребовано. Единственно сменились акценты. В 1920-1930 годах были востребованы набивные ткани с агитационными рисунками. Популярностью пользовались орнаменты на тему спорта, коллективизации, электрификации, ликвидации безграмотности, индустриализации…

В 30-е годы снова вошли в моду растительные мотивы, а текстильная промышленность освоила новые виды тканей. В частности жаккарда для обивки, портьер. В этот период узоры для тканей начали выполнять профессиональные художники.

Позже к растительному узору присоединились геометрические и тематические рисунки, а также созданные на основе восточных и западноевропейских традиций.

Тогда же зародилось явление авторского текстиля. Автор создавал идею и в соответствии с нею своё произведение, часто привлекая для его реализации профессиональных исполнителей – швей, ткачей, декоративщиков, работающих в той или иной области. Зачастую автор изучал разнообразные техники исполнения текстиля, благодаря чему расширялось поле его деятельности. Он мог не только создавать предметы одежды и аксессуары, но и оформлять интерьеры жилых помещений и общественных, вроде гостиниц, библиотек, кафе и ресторанов…

Русский художественный текстильВ 50-е годы вошёл в моду сюжетно-тематический гобелен. После того как художники в совершенстве овладели классической техникой, они расширили её рамки. В ткань гобелена вплетались ткани других непривычных фактур, благодаря чему менялась форма и объём. Явление закрепилось под названием «таписерия».

Авторский текстиль

Сегодня наиболее ярко и динамично развивается авторский текстиль. Он создаётся в рамках дизайнерских студий. Именно в них наиболее полно раскрываются возможности ткани и идёт активный поиск новых решений.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Русский художественный текстиль ▲