АвторТворчествоПубликацииКонтакты
Время – это то, что умеет стирать историю, факты, даты и имена. О многих выдающихся людях разных эпох мы даже не подозреваем, а некоторым повезло немножко больше – их имена дошли до наших дней, но это все, что мы о них знаем. Именно к таким именам относится имя художника Симоне Мартини. Живя в Италии в эпоху расцвета культуры и искусств, Мартини становится одним из ярчайших представителей эпохи «Проторенессанса», подготовившей фундамент для дальнейшего развития живописи и других видов искусств.

Жизненный путь

Известно, что Симоне Мартини родился в итальянском городе Сиена. Точная дата его рождения не известна, но искусствоведы и исследователи его творчества считают, что он родился около 1284 года. До наших дней так и не удалось выяснить, что происходило первые тридцать лет в жизни художника. Однако, если обратить внимание на его манеру письма, то можно сделать вывод, что он был учеником художника – Дуччо ди Буонисенья. Фреска «Маэста» - это самая ранняя его работа из тех, которые известны и датируется 1315 годом. Украшает ратушу города Сиены – родного города Симоне Мартини. Заказ художнику такой важной работы говорит о том, что Мартини к тому времени уже имеет хорошую репутацию и известность в городе. В дальнейшие годы живописец украшает фресками храмы, расписывает алтари, стены Палаццо Публика, создаёт картины.

Вся творческая жизнь Симоне Мартини – мечта любого художника. Добившийся славы, признания, уважения, живописец сделал себе блестящую карьеру, став известным в самых высоких кругах не только Италии, но и всей Европы.

В 1344 году он написал завещание, видимо предчувствуя скорую смерть. По этому завещанию, в котором он оставляет наследство не только жене, но и своим племянникам, мы можем судить о том, что художник очень любил детей, которых, к сожалению, у них с Джованной не было. Через месяц Симоне Мартини не стало - он скончался от болезни.

Проторенессанс – что это такое?

Давно стало привычным деление итальянского искусства на Проторенессанс, треченто, раннее Возрождение и Высокое Возрождение. Каждая эпоха – это определенная ступенька в развитии искусства, это процесс, который совмещал в себе исторические явления, которые напрямую влияли на художественные явления.

На эпоху Проторенессанса приходится XIII век. В это время итальянскими художниками и другими людьми всех видов искусств накапливаются новые идеи, которые получающие положительные отзывы критиков, которые дают блестящие результаты и твердую почву для дальнейшего развития. С эпохой Проторенессанса очень тесно связано имя великого Джотто. Первым среди европейских художников он синтезировал в своем творчестве разнообразные впечатления от окружающих человека реалий – природы, быта и наконец, самого человека. Земная обыденная жизнь стала предметом художественного интереса, а человек – центральной темой искусства. Таким образом, уже и в это время были намечены пути развития итальянского искусства вплоть до XVI столетия.

Творческий путь

Самая ранняя работа Симоне Мартини – фреска «Маэста». Сама композиция картины вполне традиционна для итальянского искусства того времени: Мария с младенцем на руках окружена святыми, но стиль ее написания весьма далек от тех канонов, которые соблюдали современники художника. Здесь можно говорить о широком пространстве, глубине картины, свободе и плавности линий.

Через некоторое время Симоне Мартини попадает на службу к неаполитанскому герцогу Анжуйскому. Здесь он добивается у знати благосклонного расположения к себе и получает большое количество заказов. Работы этого периода – портреты Роберта Неаполитанского и его приближенных. В начале 20-х годов начался творческий взлет художника. В это время меняется его стиль – в нем появляются готические черты, меняется палитра – она становится более яркой и красочной.
Вторую половину 20-х годов художник провел в капелле Сан-Мартино, которую он украшал фресками. Тематику для фресок Симоне Мартини выбрал сам – это была жизнь французского святого Мартина Турского. Выбор был неслучайным: художник тяготел к французской культуре, да и тот факт, что данный святой был почитаем рыцарями позволил изобразить ему рыцарский быт.

В 1333 году появляется его главная работа – «Благовещение». Сразу же после создания этой картины художник переезжает в Авиньон. Переезд во французский городок был весьма предсказуем – это своего рода логическое завершение духовных поисков художника, который на протяжении всей своей жизни тяготел в культуре Франции.

Творческий стиль художника

Творчество художника относят к Сиенской школе. Характерными чертами этой школы считается смешение готических, византийских и ренессансных элементов. Так сквозь готический стиль, проявляющийся в новых методах передачи объёма, причудливости линий, художник передаёт и черты будущего ренессанса, основанные на большем реализме. Готика смягчается более живым и нежным чувством реальности.

У многих более ранних художников Средневековья пейзаж как таковой прописан порой очень скудно, не детально, иногда являя собой просто пятно. Симоне Мартини особо тщательно, в отличие от авторов того времени, воспроизводит ландшафты, элементы городской атмосферы: крыши, окна, арки, интерьеры. Джорджо Вазари, художник и исследователь итальянского искусства, так пишет о Симоне Мартини: «Обладал изобретательностью от природы и очень любил рисовать с натуры, и в том он признавался лучшим мастером своего времени».

Тематика работ художника

Средневековье наложило отпечаток на творчество Симоне Мартини, как и на творчество других художников того времени. Центром мироздания, мироощущения человека, центром мысли того времени был бог и всё, что с ним связано. Поэтому основная тематика картин и фресок автора – это библейские сюжеты: Благовещение, Мадонны, различные святые и чудеса. В этой области художник добивается потрясающих результатов.

Но не менее важны и его портретные работы, в которых над средневековыми традициями начинают преобладать гуманистические идеалы новой эпохи. В портретах Мартини, на которых изображены святые и мадонны, впервые появляются еще не индивидуальные черты, но уже общечеловеческие. Художник старается придать лицам выражение, соответствующее изображенным обстоятельствам. Женские образы Мартини неотразимы для того времени: они одухотворены, объёмны, прекрасны и не имеют аналогов.

Значение творчества

Значение творчества Симоне Мартини в искусстве велико. Своим творчеством он оказал огромное влияние на учеников и почитателей, развитие живописи сиенской школы. Внёс вклад в становление идеалов Ренессанса.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Симоне Мартини – колоритный представитель эпохи Проторенессанса ▲