АвторТворчествоПубликацииКонтакты
Шавкат Абдусаламов – в его полотнах обитель волшебства

Буддисты говорят, что одна из трех самых страшных бед, которые могут произойти с человеком – Cлава.

Художники, дожившие до признания, долгие годы «питаются» спросом не понимая, что их искусство давно мертво, ибо Cлава парализует Внутренний Поиск.

Единицам из мастеров  удается сохранить чистоту духа и подобно паломникам, продолжать идти своей дорогой к пониманию мира, и зарисовывать все ее извилистые петли и закоулки, невероятные пейзажи, портреты и натюрморты.

«Кто я сейчас?.. Человек, который любит людей и животных… Который понимает животных и старается понять людей…» Ш. Абдусаламов

Может  зрителям не стоит  стремиться отрыть в художнике суть, а достаточно удовлетвориться тем способом общения, который он выбрал сам, взяв в руки кисть? Ведь именно обществу свойственно канонизировать талантливых людей, и тем самым душить их способность Творить.

С самой юности Шавкат Абдусаламов был подобен сосуду, в котором живет талант и каждый, кто видел его дар, передавали сосуд из рук в руки. А талант, тем временем, рос и развивался, говорил с людьми и миром посредством картин.

Поэтому не стоит разгадывать аскетичное бытие талантливейшего художника Шавката Абдусаламова, чтобы услышать его внутренний голос, нужно просто смотреть на полотна.

Художник и человек – этого достаточно

Шавкат Абдусаламов – в его полотнах обитель волшебства

Шавкат Абдусаламов пишет картины, в которых человек повсеместно ищет понимание. Он верит и ему важно понимать, почему ветер дует в лицо, а вчера он дул в спину, где живет любовь, на каком языке говорят ангелы и животные.

Ему важно чувствовать, что он живет не просто в мире, а соприкасается с миром каждую секунду.

Его голые пятки прижаты к земле, и на его ногах стоит любимая, в этом и есть смысл – принять и пропустить сквозь себя течение жизни и света.

«Будь мы более внимательны к самим себе, мы бы начали не с колеса, а с крыльев» Ш. Абдусаламов

Герой Шавката – это проводник, показывающий зрителю истинное волшебство мира. Что Мир единый для всех религий и национальностей. Что ангелы ходят рядом с людьми, и именно человек дает им крылья и кров. Ночь и звезды, птицы и травы, насекомые и деревья – это все соседи и друзья, постоянные спутники и собеседники.

Шавкат Абдусаламов – в его полотнах обитель волшебства

Не об этом ли твердят его «Красные башмачки», «Сумерки,отшельник», «Сельский учитель».

«Те, кто внимательно рассматривал мои картины, часто задают мне один и тот же вопрос: почему в ваших многофигурных, многолюдных композициях каждый человек сам по себе. Когда пишешь, об этом не думаешь, но это правда. Это не плохо и не хорошо. Это факт. Каждый человек одинок и каждый человек сам по себе есть кто-то. Это я и хочу подчеркнуть. Одиночество - это и знак индивидуальности и знак невостребованности. Поэтому пространство моих картин есть четкое пространство бытия, которое надо заполнить»Ш. Абдусаламов

Вера глазами мастера

Шавкат Абдусаламов – в его полотнах обитель волшебства

Абдусаламов неустанно говорит в своих интервью, что гордыня за принадлежность к тому или иному вероисповеданию, народности и национальности, тормозит развитие Личности, Человечности.

И, действительно, в его религиозных картинах нет и следа помпезности или недостижимой святости образов. Его полотна на христианскую тематику, напротив, показывают веру глазами детей, стариков, матерей на чувственном, интуитивном уровне.

Полотно «Рождество», например, очень выделяется из всех. Его волшебная зима, она будто обнимает и согревает всех действующих лиц своим белым платком. А ночь и день, святые и праведники, волхвы и иже с ними, как члены одной семьи, спешащие за один стол.

Создается ощущение, что за этой маленькой уютной избой стоят вереницы детей и зевак, духов, природных сил, магических существ и космических энергий, живущих одним настроением и обобщённых одной силой.

Шавкат Абдусаламов – в его полотнах обитель волшебства

Библейские интерпретации художника имеют свою духовность, гармонию и добродетель – зыбкую, осязаемую. Ею затянуто все пространство на полотнах  «Бегство в Египет», «Снятие с креста», «Святое семейство, «Благая весть».

Земные ангелы Шавката Абдусаламова

Ангелы, еще одни постоянные спутники в творчестве мастера. Однако его ангелы не вписываются в общий шаблон, в привычный образ. Это земные ангелы, живущие рядом с нами, которые ходят по земле. Они ангелы-пастухи и пастушки, которые наполняют людей и окружающий мир Вдохновением и Добротой.

Его ангелы сродни существам, которых чувствуешь настолько сильно, что видеть их совсем не обязательно. Они носят свои самодельные крылья и излучают волшебство, с ними можно завести приятную беседу и услышать их игру на панфлейте – «Ангел-Хранитель», «Ангел с чашей», «Дремлющий ангел или утраченное время».

Шавкат Абдусаламов – в его полотнах обитель волшебства «Я выписываю свои картины тщательно и плотно заполняю пространство жизни. Поэтому, их можно долго рассматривать. Завладевая вниманием зрителя или слушателя (а мне хотелось бы верить, что в определенном смысле мои картины музыкальны), я вовлекаю его в некое пространство - между небом и землей, в котором живете вы и я, в котором живет человек. Я хочу, чтобы он шел по моим следам»Ш. Абдусаламов

Чувства в прикосновениях

Есть  у этого мастера невероятная серия картин о любви, где особенно важен тактильный контакт. Одна из самых знаковых, пожалуй, «Разлука».  Мастер уделяет огромное внимание прикосновению, когда она стоит на его ногах. Их глаза не смотрят друг на друга, более того, ее лица и вовсе не видно. Однако одни только соприкоснувшиеся их ноги вызывают в зрителе трепет и тепло, лирику и нежность.

Диапазон эмоций настолько объемный, что каждый, наверное, глядящий на это полотно жаждет узнать продолжение или предысторию магической близости мужчины и женщины. Пересматривая работы художника, просто нельзя не обратить внимание и на манеру изображения рук.

Шавкат Абдусаламов – в его полотнах обитель волшебства

Шавкат Абдусаламов наделил руки своих героев самобытной не похожей ни на что пластикой. Кажется, что даже просящий подаяния, больше отдает, чем получает.

«Этот человек сначала удивляет, потом восхищает, а затем вы начинаете его любить. Вероятно, подобные чувства испытывал к Шавкату и Андрей Тарковский… Андрей одним из первых приобрел картины Шавката…»Марина Тарковская

Материальная жизнь художника

Шавкат Абдусаламов, будучи потомком интеллигентного рода, родился в трудное время, в 1936 году. Его отец был неоднократно репрессирован, а сам Шавкат угодил в детский дом. Там он встретил свою вторую мать, Меланью. Именно она, тоже художница, увидела одаренность мальчика, вселила ему веру в себя, обозначила его предназначение.

Вплоть до ВГИКа  Шавкату везло повсеместно встречать людей, ценящим искусство. За свое мастерство он был и накормлен и обогрет. Люди проникались невероятным волшебством, которое светилось на его полотнах и передавали юношу, как амфору из рук в руки.

Шавкат Абдусаламов – в его полотнах обитель волшебства

В 1966 году Шавкат окончил ВГИК. К слову сказать, попал он туда тоже благодаря счастливому и случайному знакомству с Михаилом Роммом.

Именно ВГИК стал для художника той средой, когда все окружение способствовало стремительному и колоссальному развитию.

Талантливейшие педагоги, маститые режиссеры, гениальные сокурсники – все это дало Абдусаламову толчок и признание. Все это вылилось в плотное сотрудничество.

Среди наиболее знаковых достижений в кино - работа с А. Тарковским, М. Антониони, Т. Гуэрра, Э. Климовым.  В 2000 г. вышла его притча «Единорог», а в 2002 г. Абдусаламов, как режиссер, закончил свой фильм «Сукровица». Живет и творит Шавкат у себя в мастерской, а чем еще будет удивлять, покажет время.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Шавкат Абдусаламов – в его полотнах обитель волшебства ▲