АвторТворчествоПубликацииКонтакты

«Девочка с персиками» - начало зарождения великого портретиста.Валентин Серов - русский портретист, один из крупнейших мастеров европейской живописи XIX века. Тихий и скромный по натуре, Валентин Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.

Биография Валентина Серова

Родился художник 7 января 1865 года в городе Петербурге. С самых первых дней маленький Валентин был окружен творческой атмосферой – и отец, и мать были музыкантами. 

В отличие от родителей, ребенок больше любил проводить время за альбомом и красками, чем за инструментом. Свои первые уроки по рисованию Валентин Серов получил от немецкого художника, который гостил в доме Серовых. Позже, шестилетнего Валентина начал обучать Илья Репин. Учитель сразу заметил талант своего ученика, поэтому, по истечении какого-то промежутка времени, направляет его в Академию художеств.

«Девочка с персиками» - начало зарождения великого портретиста.Здесь он сразу зарекомендовал себя как способный ученик, который имеет свое видение на то, какой должна быть картина, и у которого уже были заметны черты собственного художественного стиля.

Эти качества Валентина Серова вызывали уважение не только его однокурсников, но и преподавателей.

В эти же годы молодой художник выбирает для себя портретный жанр, в котором проработал всю свою жизнь.

С 1894 года Валентин Серов активно участвует в выставках передвижников. А через три года начинает преподавательскую деятельность – он становится одним из преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Из его класса вышло большое количество художников, многие из которых получили мировую известность: К. С. Петров-Водкин, Н.Н. Сапунов, П. В. Кузнецов и многие другие.

Стиль и жанры, в которых работал художник

Не смотря на то, что о Валентине Серове в первую очередь говорят как о художнике – партртетисте, его наследие составляют картины и в других жанрах. Так, в работах конца XIX века можно найти жанровые картины в основном на крестьянскую тематику.

Начало ХХ века отмечено появлением среди работ Валентина Серова картин сатирической направленности, в которых он высмеивает карателей и многих политических деятелей, деятельность которых получило широкое распространение в начале века.

Не прошла мимо творчества этого художника – портретиста и история, фрагменты которой запечатлены на исторических картинах Серова, так же обратился художник и к теме античности и мифологии.

«Девочка с персиками» - начало зарождения великого портретиста.Что касается художественного стиля, то он менялся у Серова на протяжении всей жизни. Во многом это зависело от того фактора, чем увлекался в определенный период художник или под чьим влиянием он находился.

Так, в детские годы, когда образование давал ему Репин, Серов находился под влиянием реализма, в котором работал его педагог. Анализируя игру света и тени, а так же сочетание цвета, которое выбирает для своих картин художник, можно говорить о влиянии русского импрессионизма. В картинах конца XIX – начала ХХ века об импрессионизме в творчестве художника можно говорить только исходя от композиции портрета или пейзажа.

Когда Валентин Серов связал свою деятельность с «Миром искусства», в его стиле произошел перелом – теперь он тяготеет к модернизму. Но модернизм проявляется в его картинах не в чистом виде – он сочетает его с реализмом изображения вещей, людей и природы.

Портретный жанр в творчестве Валентина Серова

«Девочка с персиками» - начало зарождения великого портретиста.Портреты в творчестве Валентина Серова занимают особое место – это тот жанр, в котором художник писал всю свою жизнь, в котором совершенствовался, искал что-то новое для своего стиля. Именно портреты – «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» – принесли известность этому художнику.

Кроме этого, именно Валентин Серов утвердил портрет, написанный карандашом, законченным произведением искусства.

В начале ХХ века о Валентине Серове говорят как о лучшем портретисте всей России. Реализм, к которому стремился художник с юношеских лет, лучше всего проявился в портретах художника.

«Надо добиваться портретности в фигуре - чтобы и без головы было похоже» – именно к этому стремился Валентин Серов, работая над портретами. Естественности и реализма он добивался не только в чертах лица, не только в позе. Он, в своих работах, стремился показать не только внешний вид своих натурщиков, но и их внутренний мир.

«Портреты Серова срывают маски, — утверждал поэт В. Брюсов, — которые люди надевают на себя, и обличают сокровенный смысл лица, созданного всею жизнью, всеми утаенными от других переживаниями». Когда художника упрекали в шаржировании, он отвечал: «Что делать, если шарж сидит в самой модели, — чем я-то виноват. Я только высмотрел, подметил».

Сам художник предпочитал изображать людей мира искусства – художников, актеров, поэтов, писателей. Желание не повторять самого себя привело к тому, что все портреты, даже если на них изображен один и тот же человек, очень отличаются друг от друга.

Получая известность, Валентин Серов получает и новые заказы, в том числе и от дворянства, аристократической знати.

«Девочка с персиками» - начало зарождения великого портретиста.Независимо от того, изображает он кого-то из высших кругов или простого человека, Валентин Серов всегда был критичен к себе и своим работам. Еще не начиная писать портрет, он видел, каким должен быть в конечном своем варианте, и стремился к этому. Дальнейшее право на свое существование получали только те работы, в которых художник достигал своей конечной цели.

Часто, уже сочинив композицию и даже почти закончив портрет, на взгляд заказчика удачный, Валентин Серов мог вдруг ни с того ни с сего стереть живопись или порвать рисунок и начать все сначала: «Вдруг приходит Серов  (ему оставалось доделать что-то в фоне), берет портрет и все счищает и стирает» (Олсуфьева). «Серов посмотрел на меня, на рисунок, потом спросил: "Вам нравится?", а когда я ответил: "Да, очень", он вдруг разорвал его на мелкие кусочки. Я ахнул. Мне было жалко рисунка, потому что он показался мне очень верным» (Василий Качалов).

Пейзажи Валентина Серова

«Девочка с персиками» - начало зарождения великого портретиста.Среди картин Валентина Серова встречаются и пейзажи. Вот только сам художник не предавал им большого значения – он писал их просто для того, чтобы передохнуть от написания портретов. В основном он рисовал их во время своих поездок, отдыха на даче.

Глядя на пейзажи этого художника, приходит мысль, что они отличаются от работ других художников. И только через некоторое время понимаешь, чем именно они отличаются – Валентин Серов изображает такие места, которые не тронуты человеком. Как правило, эти места пустынны.

«Девочка с персиками» - начало зарождения великого портретиста.Как и в портрете, художник стремится к точной передаче увиденного, без всяких украшений. Валентин Серов в первую очередь показывает природу, а уж потом – передает ее настроение.

Природе художник уделяет свое внимание не только при написании пейзажи, но и при написании портретов – очень часто он изображает людей на фоне природы.

В таких работах, не смотря на то, что на первом месте находится человек, Серов долго работает и над природой, окружающей его. Из-за такого отношения к природе, многие портреты получили еще и дополнение к своему названию: «Летом», «Среди берез» и т.д.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

«Девочка с персиками» - начало зарождения великого портретиста. ▲