АвторТворчествоПубликацииКонтакты

Храм Сецессионштиль

Сецессион. Новые художественные поски и творческие изыскания
"КАЖДОМУ ВРЕМЕНИ – ЕГО ИСКУССТВО,
ИСКУССТВУ – ЕГО СВОБОДУ".

Девиз модерна, автором которого является австрийский журналист и писатель Людвиг Хевези, выбит золотыми буквами под куполом Храма Сецессионштиля, расположенного в Австрии.
 
Храм Сецессионштиль – архитектурный манифест модернистов. Он построен в 1989 году. По задумке проект павильона Ойзефа Ольбриха предназначался для Строительной выставки в Вене. Теперь Сецессион –  символ австрийского модерна. Культовое сооружение возведено на средства, собранные художниками. Надпись «Весна Священная» у входа в храм несет в себе надежду на расцвет в искусстве.
 Сецессион. Новые художественные поски и творческие изыскания
Первоначальный проект здания был достаточно эксцентричен, но порыв Ольбриха утихомирил авторитетный австрийский модернист Густав Климт. Он же собственноручно декорировал Храм элементом, названным «Фриз Бетховена». Храм Сецессеон становится выставочным центром художников. Ежегодно здесь проходят 12-15 выставок.

Что такое Сецессион?

Дословный перевод латинского термина «secessio» - обособление, отделение, отход.

Конец XIX начало XX веков характеризуется бурными процессами возникновения новых тенденций в искусстве. Они составили серьезную оппозицию устоявшимся канонам академизма, которым присуща эклектичность. В переводе с греческого, «эклектика» означает - выбор, отбор и подразумевает смешение достаточно разнородных стилей, взглядов, идей. Именно искусственное соединение лучших достижений в творчестве, начиная со времен эпохи Возрождения, породило академизм. Однако художники активно объединяются, отвергнув признанные творческие традиции и пытаются произнести новое слово в искусстве.

Немецкие и австрийские художественные общества получили название «Сецессион». В целом «сецессионстиль» тяготеет к прямолинейным орнаментам, сохраняющим жесткость геометрических линий даже в сложнейших комбинациях. Это распространяется и на декоративно-прикладное искусство. Сецессион часто называют Quadratstil или «стиль квадрата». Наибольшей известности достигли сецессионисты Вены, Мюнхена и Берлина. «Венский Сецессион», «Мюнхенский Сецессион» и «Берлинский Сецессион» – три самых значительных художественных объединения.

«Венский Сецессион»

Сецессион. Новые художественные поски и творческие изысканияОбщество «Венский Сецессион» возникло в 1897 году. Оно сгруппировало вокруг себя австрийских модернистов. Другое название австрийского модерна - «сецессионстиль». Ядром «Венского Сецессиона» становится журнал «Ver Sacrum». «Вер Сакрум» - орган австрийского символизма в литературе. Здесь печатают литературные работы сециссионистов, в.т.ч. стихи  Райнера Марии Рильке.
 

Ver Sacrum – «святая весна». Весенние плоды, приплод животных, и рожденные по весне дети приносились в дар богу Марсу. Позже детей перестали предавать закланию. Их растили, а по весне переправляли через границу. Таков был древнеиталийский обычай. Этот подтекст заложен в названии журнала: вырастить детей, а плоды их творчества распространить по всему миру.

 
 «Сонеты к Орфею» Райнер Мария Рильке; перевод Карена Свасьяна
Спелость груши, яблока, банана,
ягоды... О, что за разговор
смерть и жизнь ведут во рту... И странно
на лице ребенка этот спор

слушать мне. Как вкусен он и сладок,Сецессион. Новые художественные поски и творческие изыскания
безымянный. И под нёбом рта
вместо слов теперь струятся клады,
сбросив плоть и смерть во рту найдя.

Кто дерзнул бы яблоком назвать
эту сладость, плотную вначале,
и потом пролившуюся в дали

вкуса? Кто бы смог её унять,
смесь земли и солнца, как? откуда? —
Опыт, чувство, радость, — чудо! чудо!


Общество «Венский Сецессион» возглавил австрийский основоположник стиля модерн Густав Климт.

Густав Климт


Сецессион. Новые художественные поски и творческие изысканияРаботам Климта присущи поэтика человеческих чувств и откровенный для своего времени эротизм. Густав Климт почти не оставил записей о собственных творческих методах. В своем «Комментарии на несуществующий автопортрет» он сказал: «Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины… Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины».

Густав Климт занимается организацией выставок художников, поддерживающих новые концепции в искусстве. Благодаря этой деятельности, Вена узнала о существовании многих мастеров живописи: Эдуард Мане, Винсент ван Гог, Чарльз Ренни Макинтош, Огюст Ренуар, Фердинанд Ходлер, Эдвард Мюнч и др. Венская публика ведет горячие обсуждения по поводу выставочных мероприятий, которые зачастую носят скандальный характер.

"Сецессионстиль" несет в себе орнаментальность и мозаичность - в живописи; геометрическую ясность и свободную декоративность - в графике; упорядоченность членений, четкие объемы, лаконичный декор и рациональность композиции и конструкции – в архитектуре.

Общество «Венский Сецессион» одновременно продвигает, как позитивизм, так и упадничество модерна. Наряду с передовыми идеями в архитектуре и новаторством в оформлении книжной графики, изобразительное искусство было склонно к болезненной эротике, претенциозной символике и произвольному искажению предметных форм.

Новое направление в творчестве привлекает к себе внимание, вызывает массу споров и разногласий в оценках, но, тем не менее, пробивает свой путь к признанию ценителей искусства.

«Мюнхенский Сецессион»


Франц фон Штук – основатель «Мюнхенского Сецессиона»
Фриц фон Уде – последующий руководителей «Мюнхенского Сецессиона»
Петер Беренс – ведущий мастер «Мюнхенского Сецессиона»

Общество «Мюнхенский Сецессион» было основано в 1892 немецким художником Францем фон Штуком.

Франц фон Штук

Сецессион. Новые художественные поски и творческие изысканияЖивопись Франца фон Штука, мастера немецкого югендстиля, оказала влияние на европейских модернистов и экспрессионистов. В своих работах художник совместил бессознательные порывы человеческой природы с ностальгией по культуре прошлых времен.

Идею взаимопроникновения искусств Штук воплотил в архитектурно-декоратвном ансамбле своего особняка. Так он выразил свои представления о преображении повседневной жизни с помощью искусства.

Мюнхен – центр взаимодействия русской и немецкой культур

Столица Баварии, Мюнхен – колыбель немецкого модерна – прославилась на весь мир: Мюнхен называют «немецкими Афинами». Здесь проводятся первые международные выставки художников. Мюнхен становится европейским центром авангардизма. Сюда стремятся художники и поэты, архитекторы и ученые из разных стран.

В Мюнхене пересеклись немецкая и русская культура. В деятельности «Сецессиона» принимают активное участие наши соотечественники: В.Верещагин, И.Репин, И.Крамской, И. Грабарь. Членами Сецессиона становятся В.Серов и И.Левитан. «Русский след» в Баварии оставили литераторы Ф.Тютчев и В.Жуковский. В Мюнхене проводились персональные выставки наших соотечественников. Работы русских художников весьма популярны: их отмечают медалями.

Кроме того, русские мастера с удовольствием проходили обучение в школах немецкой живописи. Тесное взаимодействие русской и немецкой культур было оборвано началом первой мировой войны.

В 1899 году руководство над «Мюнхенским Сессеционом» принял на себя Фриц фон Уде.

Фриц фон Уде


Сецессион. Новые художественные поски и творческие изысканияУде мечтал о прочной связи Нового Завета с современной жизнью и отображал в своих работах жизнь простых людей. Он стал предшественником церковного искусства XX века.  Фриц фон Уде получил титул «королевский профессор» за чтение лекций в Академии художеств. Большая часть его картин отвергалась публикой, т.к. они изображали «обычное и ужасное». Поклонники же сравнивали Уде с Рембрандтом за тесную связь с природой.


Петер Беренс


Сецессион. Новые художественные поски и творческие изысканияС 1893 года ведущим мастером «Мюнхенского Сецессиона» становится архитектор и дизайнер Петер Беренс. Он считается основателем современного дизайна и промышленной архитектуры.

Сецессион. Новые художественные поски и творческие изысканияВ первую очередь Петер Беренс – архитектор. Он проектировал здания официального назначения, промышленных объектов, магазинов. Известнейший модернист Беренс привнес в Сецессион композиционную геометрическую четкость.





Сецессион. Новые художественные поски и творческие изысканияБеренс  был графиком, иллюстратором книг, разработчиком шрифтов. До 1907 года он возглавлял Художественно-промышленную школу, а потом стал консультантом и промышленным дизайнером фирмы АЕГ в Берлине. Этот поныне известный брэнд занимается выпуском  бытовых приборов. Его слоган - совершенство форм и функций. Мастерская Петера Беренса подарила миру знаменитых архитекторов Мис ванн дер Роэ и Вальтера Гропиуса.
Сецессион. Новые художественные поски и творческие изысканияЭпоха «новейшего времени», эпоха модерна, объединила мюнхенских художников-сецессионистов, приверженцев «молодого стиля» (югендштиль). Она породила интерес к новым творческим технологиям, особенно, в архитектуре.  Расцвет прикладных искусств того времени вовлекает в сферы прекрасного все возможные виды человеческой деятельности.

«Берлинский Сецессион»

Макс Либерманн – основатель Берлинского Сецессиона
Распад «Берлинского Сецессиона:
«Свободный Сецессион» - руководитель Макс Либерманн
«Новый Сецессион» - руководитель Ловис Коринт


«Берлинский Сецессион» дал дорогу тем, кто притеснялся за «инакомыслие» в творчестве. Объединение берлинских художников немецкого импрессионизма произошло в 1899 году под руководством Макса Либерманна.

Сецессион. Новые художественные поски и творческие изысканияПротивник официального искусства Макс Либерманн – самый заметный представитель немецкого импрессионизма. Художник изображал жанровые сцены, акцентируя внимание на движении и световых решениях. Занимая президентский пост в обществе «Берлинский Сецессион», Либерманн подчеркивал, что ставки делаются на талант художника, а не на стиль его работ.

После прихода к власти Адольфа Гитлера Либерманна сместили со всех должностей. Его картины изъяли из музеев. Последние годы жизни художник провел в уединении.

Распад «Берлинского Сецессиона».

Импрессионизм пришел в немецкоязычный регион Западной Европы из Франции. Сначала он напугал немцев, склонных к теоретизированию. Развитие идей импрессионизма оказало влияние на мировосприятие, философию и жизненную позицию художников. Берлинские художники открывали галереи, организовывали выставки, создавали печатные издания. Деятельность объединения пользовалась значительной поддержкой коллекционеров, которые финансировали мероприятия Сецессиона.Сецессион. Новые художественные поски и творческие изыскания

Но перемены в сознании повлекли за собой серьезные разногласия внутри «Берлинского Сецессиона». Так и не придя к единому мнению, в 1906 году берлинские сецессионисты распались на две группы: «Свободный Сецессион» продолжал возглавлять Макс Либерманн; руководителем «Нового Сецессиона» стал Ловис Коринт.

Ловис Коринт

Сецессион. Новые художественные поски и творческие изысканияКоринт - признанный немецкий деятель: патриот, способствовавший поддержке и продвижению немецкого искусства. В дальнейшем его деятельность была подвержена критике. Более того, часть работ художника рассматривалась как следствие двух инсультов. Некоторые работы Ловиса Коринта попали на выставку «дегенеративного искусства» в Мюнхене.
В целом «Берлинский Сецессион» просуществовал до 1933 года.


Сецессион – стиль практической полезности.

К чему привели стремления художников приукрасить, преобразить действительность? Сецессион совершил попытку разнообразить сдержанную рациональность немецких традиций. Многие дома известных деятелей начала двадцатого века превратились сегодня в музейные особняки, хранящие достояние стиля Сецессион.  

Сецессион - весьма своеобразный декоративный стиль. Он наполнен плавной текучестью извилистых  линий, напоминающих «удар хлыста»; ассиметричностью форм; бионическими мотивами, повторяющими внешний облик растений. Все элементы интерьера связаны между собой в единое целое с помощью плавных изгибов, создающих эффект непрерывных линий в декоре. Цветовая палитра: пастельная гамма дымчатых, пепельных, нежных розовых, голубых и зеленных оттенков.  Однако смелая необычность в сочетаниях  формы и цвета порой граничит с издержками вкуса.  
 
Культ красоты и декоративности стиля модерн прошел по всей Европе и оставил свой след в архитектурных сооружениях, в полотнах художников, в предметах интерьера, в литературе. Отличительные признаки Сецессиона (модерна) по сей день применяются в дизайнерских стилизациях. И это значит, что гимн красоте продолжает звучать.

Современные дизайнерские стилизации под «Модерн»:

Сецессион. Новые художественные поски и творческие изысканияСецессион. Новые художественные поски и творческие изысканияСецессион. Новые художественные поски и творческие изыскания

Сецессион. Новые художественные поски и творческие изысканияСецессион. Новые художественные поски и творческие изыскания



ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Сецессион. Новые художественные поски и творческие изыскания ▲