АвторТворчествоПубликацииКонтакты
Федор Рокотов (1735 – 1808 г.) – талантливый русский художник-портретист, живший в XVIII веке. Его творчество было чрезвычайно востребовано современниками, но сразу после смерти мастера к сожалению забыли. Только через 100 лет имя Рокотова и его работы стали известны широкому зрителю.

Последние исследования лишь  немного приоткрыли завесу тайны, которая скрывает историю жизни этого замечательного художника. Портрет – один из основных жанров графики, живописи, скульптуры и фотографии. На полотне изображается образ реально существующего человека. Важнейший критерий жанра – сходство между изображением и моделью, которое достигается путем передачи индивидуальности и характера портретируемого. 

Детство и юность художника

Мастер психологического портрета - Фёдор РокотовДолгое время считалось, что Фёдор Рокотов был дворянского происхождения, и лишь в 1954 г.  обнаружились документы, которые доказали, что будущий художник родился в крестьянской семье.

Интригующим является тот факт, что все члены его семьи были крепостными князя Репнина, и только Федор Рокотов  числился вольноотпущенным. Мальчик воспитывался в господском доме и получил хорошее общее образование. Это позволяет предположить, что он был незаконным «барским сыном». Чьим? Этот вопрос пока остаётся неразгаданной тайной.

Неизвестно, у кого юноша учился живописи, поскольку его ранние работы пока не найдены. Однако в 1755 г. портреты Рокотова уже были хорошо известны в Москве. Граф И.И. Шувалов, отбиравший одаренных молодых людей для Академии художеств, обратил на него внимание и увез в Петербург. Знатный вельможа и меценат, Шувалов стал покровителем молодого художника. «Портрет неизвестного» (1757 г.) предположительно является единственным автопортретом Федора Рокотова.

Придворный живописец и академик

Талант и огромный труд прославили Фёдора Рокотова в  Петербурге. Но несмотря на это, он продолжал обучаться в Академии художеств, где одновременно являлся преподавателем и учеником. Только через 10 лет, уже признанный мастер, получил звание академика.

Мастер психологического портрета - Фёдор РокотовВо время совместной работы над мозаичным портретом императрицы Елизаветы (1757 г.) состоялось знакомство художника с М.В. Ломоносовым. Влияние этого гениального ученого и поэта на формирование личности молодого художника привело живописца к поискам психологического содержания в портретах.

Парадный «Портрет императрицы Екатерины II» (1763 г.), написанный в честь ее коронации, принес художнику огромный успех. Он сумел отобразить на полотне не только царское величие, но и человеческие достоинства императрицы. Картина так понравилась Екатерине II, что Фёдор Рокотов стал единственным живописцем, которому она оказывала милость позировать лично.   

Художника начали приглашать ко двору. Знатные вельможи стояли в очереди, чтобы заказать у него свое изображение. В  мастерской знаменитого живописца одновременно писалось до 50-ти портретов. Федор Рокотов стал богат и знаменит. Позже он уходит из Академии и переезжает в родную Москву.

Мастер психологического портрета

Редкий случай в истории живописи, когда художник пишет только портреты. Внимание Рокотова особенно привлекали личные качества людей. Он старался уловить изменчивые движения человеческой души и передать их в своих работах. Творчество Федора Рокотова обогатило жанр портрета. Он использовал новый подход к изображению человека – камерный интимный портрет. Лирическое начало и психологическая достоверность – характерные черты его произведений. Мастер психологического портрета - Фёдор РокотовСамая известная работа художника – «Портрет Струйской» (1772 г.), настоящий шедевр русской живописи. Девушка, изображенная на картине – супруга богатого пензенского помещика Н.Е. Струйского; его изображение (кисти Рокотова) также дошло до нас. Портреты молодоженов были заказаны вскоре после свадьбы.

В этой работе присутствуют все характерные черты рокотовского женского портрета периода расцвета: легкая дымка, из которой  выступает изображение, нежная жемчужно-серая (иногда розовая или голубая) палитра, «тающие» черты лица, выразительные «говорящие» глаза и таинственная полуулыбка.

Сохранилась легенда о любви художника к молодой жене своего приятеля. Правда ли это? Ответа нет, но женский образ на картине, полный нежной прелести и грусти, кажется, скрывает некую тайну.

История загадочного портрета

В 1923 г. Третьяковская галерея организовала первую выставку работ художника. Среди картин был интересный портрет, привезенный из провинции. Он изображал пожилую даму, чуть задумчивую, с некрасивым, но энергичным лицом и недобрыми умными глазами. Авторство Рокотова тогда было поставлено под сомнение, и полотно вернулось обратно в дмитровский Музей усадебной культуры и быта.

Мастер психологического портрета - Фёдор РокотовПрошло 30 лет. Загадочный портрет, вместе с другими работами мастера, поступил на реставрацию. Когда полотно очистили от позднейших наслоений, и открылась оригинальная авторская живопись, реставраторы поразились. Это был, безусловно, Рокотов, причем периода расцвета его творчества. Оставалась еще одна загадка – кто изображен на портрете? После долгих изысканий и сравнений ученые пришли к выводу, что на портрете предположительно изображена Н.П. Голицына, знаменитая «пиковая дама», которую описал А.С.Пушкин в своей поэме. Один из крупнейших художников своего века, Федор Рокотов оставил нам уникальную галерею исторических образов: самодовольные и горделивые вельможи, нежные и жеманные светские дамы, члены императорской семьи, знаменитые литераторы и артисты.

Портреты Рокотова подняли русскую живопись на уровень лучших европейских образцов. Творчество этого замечательного художника оказало влияние на живописцев, вошедших в русское искусство вслед за ним: Кипренского, Брюллова, Левитского и Боровиковского.


ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Мастер психологического портрета - Фёдор Рокотов ▲