АвторТворчествоПубликацииКонтакты

Реди-мейд: необычная жизнь обычных вещей.Искусство многолико, оно в состоянии принимать невиданные формы и акцентировать внимание на обыденных вещах.  Одни художники могут  долго искать и пытаться создать что-то новое, необычное, то чего не было в рамках классического искусства.

Другим достаточно просто оглянутся вокруг, и посмотреть на  привычный мир с иного ракурса. Именно это в свое время  сделал Марсель Дюшан  истинный дадаист  и один из основоположников  реди–мейда.

Реди-мейд (англ. ready made - готовый) - прием современного авангардистского искусства, когда обычная вещь утилитарного обихода, предмет производства   рассматривается  отдельно от  привычной бытовой обстановки без внесения изменений, как  выставочный  экспонат  и объект искусства.

Идея реди–мейда

Впервые термин реди-мейд  был применен Марселем Дюшаном  в  1913 году. Этим понятием он охарактеризовал свои произведения «готовые объекты»  -  расческу, сушилку для бутылок, велосипедное колесо, установленное на  табурете. 

Реди-мейд: необычная жизнь обычных вещей.Идея реди-мейда заключается в  изменении восприятия объекта и отношения к нему при смене окружения. Обычная вещь, вырванная из обыденной реальности  и помещенная в непривычные условия, например на подиум,  превращается в  арт-объект.

Его созерцание  вызывает новые ассоциации, мысли, идеи несвойственные ни традиционному искусству, ни жизни, утилитарный предмет открывается с новой и неожиданной стороны.  Авторской признается не только  творческая работа созидания, но и умение подбора  вещей, несущих глубокую смысловую нагрузку. 

Защищая свою работу «Фонтан» (1917) — простой писсуар, приобретенный накануне в магазине и выставленный под псевдонимом «R. Mutt» («дурак») от нападок критики, Дюшан заявил, что «не имеет значение, сам ли мистер Матт сделал его или нет… Он взял бытовое стандартное изделие, поместил его в необычную среду, да так что в новой обстановке исчезло его привычное значение».

Цель реди–мейда

Выставляя свои скандальные работы на обозрение широкой публики, Дюшан  дадаист эпатирует общественность. 

«Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством», — писал Дюшан  в 1962 году, про свой реди–мейд «Фонтан».

Реди-мейд: необычная жизнь обычных вещей.Миметический принцип характерный для искусства прошлого века доведен им до абсурда. Дюшан пытается показать, что никакое произведение искусства, будь то картина, на которой изображено  яблоко или  его скульптура,  не может показать и раскрыть сущность предмета, лучше, чем сам предмет, выставленный в оригинале.

Такой подход приводит к  разрушению границ  между  искусством и действительностью, Дюшан на практике воплощает идею дадаизма - искусством может быть все. 

Пересматриваются традиционные принципы классического искусства.  Объектом реди–мейда может стать любая вещь, не обладающая, какими либо выдающимися характеристиками и эстетическими качествами и выбранная произвольно на усмотрение художника, увидевшего в предмете определенный смысл.  

По мнению Дюшана, «художественное произведение появляется благодаря взгляду зрителя».

Значение реди–мейда

Реди-мейд: необычная жизнь обычных вещей.Реди–мейд стал переворотным моментом в истории искусства. С его появлением наметилась четкая грань между понятием культура и пост-культура. И хотя произведения Дюшана, часто  ставили под сомнение существование такого понятия, как «художественный вкус»,  реди-мейд получил  широкое распространение в дадаизме и стал отправным пунктом для развития многих художественных течений.

Элементы реди–мейда стали неотъемлемой частью почти всех направлений визуального авангардного искусства 20 столетия.

Реди–мейд сегодня

В 2002 году в Нью-Йорке  на аукционе  Phillips были проданы последние реди–мейды Дюшана, остававшиеся в частных руках. Работы эпатажного художника оценили в: «Фонтан» - 1 185 000 долларов, «Велосипедное колесо» - 1 762 500 долларов, «Воздух Парижа» - 167 500 долларов, «Расческа» -123 500 долларов.

Приверженцы:

Марсель Дюшан, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Хуан Миро, Роберт Раушенберг, Зигмар Польке.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Реди-мейд: необычная жизнь обычных вещей. ▲