АвторТворчествоПубликацииКонтакты
История фотографии – от камеры-обскуры до дагеротипа

Сложно представить, что еще два века назад мир существовал без привычного нам и крайне распространенного метода фиксирования изображения – фотографии.

Единственными доступными способами получения изображения были рисунки, эскизы или более сложные художественные  произведения.

Уже в XVIII веке ученые и изобретатели задавались вопросом о том, как же можно успешно закрепить световое изображение на плоскости.

Отправным пунктом в многовековой погони за возможностью фиксирования светового изображения было появление камеры-обскуры еще в начале нашего тысячелетия.

Подробное описание устройства составил в XV Леонардо да Винчи. Позже, усовершенствованная благодаря усилиям итальянского ученого Джиованни делла Порта, это устройство активно использовалось  путешественниками и художниками.

Камера-обскура — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0,5-5 мм в светонепроницаемом пространстве, создают перевёрнутое изображение на экране.

Изобретение фотографии связывают с двумя именами: Нисефора Ньепса и Луи Жака Дагера. Именно эти люди, каждый по отдельности и работая сплоченно, сделали решающие открытия, которые и внесли в нашу жизнь фотографию.

Забытое имя Нисефора Ньепса

История фотографии – от камеры-обскуры до дагеротипа

Нисефор Ньепс (1765-1833) – французский изобретатель. Родился в Бургунии в аристократической семье. Обучался в церковной школе, но продолжать церковную карьеру не стал, вступив в армию и получив звание офицера отправился на войну, участвовал в военных действиях Италии и Сардинии. Позже из-за проблем со здоровьем вернулся домой, где и занялся исследованиями и изобретениями.

Первым его значимым изобретением считается двигатель внутреннего сгорания, благодаря которому можно было передвигаться на лодках по реке. Позже, в 1816 году Ньепс начал работу над получением фотографического изображения, чему и посвятил всю жизнь, к сожалению, не дожив до триумфа, к которому привели его опыты.

История фотографии – от камеры-обскуры до дагеротипа

Сначала опыты Ньепса были направлены на способ воспроизведения рисунков. И мало кто знает, но именно Нисефору Ньепсу мы обязаны наличием в нашей жизни репродукционной техники. В 1826 году Ньепс получает копию гравюры с помощью световых лучей.

И в том же 1826 году появляется знаменитый самый первый смутный закрепленный рисунок, сделанный с помощью камеры-обскуры, поставленной в его мастерской.

«Фотография – это то, чем становятся живопись, композиция, пластический ритм размещенные в считанных долях секунды»Анри Картье-Брессон

Пытаясь усовершенствовать свой способ, Ньепс начинает сотрудничать с Жаком Дагером – таким же ярым исследователем световых изображений. Они плодотворно работают, но в 1833 году Нисефор Ньепс умирает и Дагер самостоятельно продолжает опыты.

История фотографии – от камеры-обскуры до дагеротипа

Дагеротип Жака Дагера

Луи Жак Дагер – известный французский художник, химик и изобретатель. Именно благодаря Жаку Дагеру мир знает первый процесс получения фотографического снимка как дагеротип.

Родился в 1787 году в городке Кормей-ан-Паризи возле Парижа. Начального образования практически не имел, но обладал заметным художественным даром и отец отдал его в ученики к архитектору. Позже он переехал в Париж, где продолжал получать образование и работать театральным художником.

“Своего открытия я добился путем четырнадцатилетних изысканий, безуспешность которых не один раз повергала меня в состояние совершенно безнадежного отчаяния. Я добивался успеха шаг за шагом.”Жак Дагер

В свое время, Жак Дагер прославился выставкой диорамой. Это были удивительные на тот момент световые картины - иллюзии, которые поражали зрителей. Он располагал изображения с двух сторон полотна и попеременно освещал их то спереди, то сзади, создавая иллюзия плавной смены кадров.

История фотографии – от камеры-обскуры до дагеротипа

Дагер в своем изобразительном искусстве часто пользовался каемрой-обскурой и именно тогда он задался вопросом о получения и закрепления мимолетного светового рисунка. Много изучая и продвигаясь в своих опытах, Дагер находит компаньона Нисефора Ньепса для своих экспериментов.

Вскоре Ньепс умирает и Дагер самостоятельно заканчивает свои опыты, опираясь на практическую базу Ньепса. В 1838 году 28 апреля Дагер объявляет: «Я окрестил мой процесс так: «дагеротип» и после представляет свое открытие на рассмотрение в Парижскую академию наук.

7 января 1839 года секретарь Парижской академии наук доложил об открытии Жака Дагера: «с помощью светового луча можно получать прочное изображение на серебряной пластине в камере обскуре». Этот день навсегда вошел в истории как день рождения фотографии.

В августе 1839 года процесс дагеротипии был обнародован, а имя Жака Дагера навсегда вошло в историю как имя человека, который положил начало фотографии и сделал ее общедоступной.

Дагеротипия изнутри

История фотографии – от камеры-обскуры до дагеротипа

На ранних этапах процесс дагеротипии был крайне сложным и дорогим, но это не смущало желающих увековечить удивительное световое изображение. Подобных этому процессу не существовало и люди согласны были проходить через этот многоэтапный, зачастую вредный процесс создания изображения.

Изображение наносилось на тонкий лист серебра, который обрабатывался парами йода, именно благодаря этому пластина становилась восприимчивой к световым лучам, т.е. светочувствительной.

Она должна была быть отполирована  до состояния блеска и припаяна к пластине из меди такого же размера.

Затем серебряная пластина помещалась в камеру и направлялась на любой желаемый объект. Время выдержки было невероятно большим и составляло от 15 до 30 минут, только в этом случае изображение могло зафиксироваться на пластине.

«Фотографировать – это затаить дыхание, когда наши способности действуют совместно перед ускользающей реальностью. Тогда поимка изображения становится большой физической и интеллектуальной радостью.»Анри Картье-Брессон

Для современного человека процесс дагеротипии кажется поистине изнуряющим, но для человека XVIII века это было сродни волшебству. Тогда любое изображение существовало только в единственном варианте и отношение к подобным снимкам было крайне бережное.

Пожалуй, в наш век вездесущности фотографии можно сказать о том, что в этом изобилии крайне не хватает того нежного трепета, который возникал у людей не только в процессе съемки, но и при просматривании полученных изображений.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

История фотографии – от камеры-обскуры до дагеротипа ▲