АвторТворчествоПубликацииКонтакты

Остроухов Илья Семенович - русский художник, мастер пейзажа, представитель импрессионизма, коллекционер.

Немного биографии.

Родился Илья Остроухов 20 июля 1858 года в Москве. Шагая по следам отца, он поступает в Академию коммерческих наук. Примерно в это же время Остроухов примыкает к «абрамцевскому кружку» Мамонтова. С этого момента началось его увлечение живописью.

Художник был самоучкой, взяв кисть в 21 год, он только пользовался советами В.А. Серова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина. Не смотря на это, Илья Остроухов вошел в число выдающихся пейзажистов. Свои картины он наделял душой, отчего богатство русской природы становилось еще краше.

Одним из друзей Ильи Остроухова был  П. М. Третьяков. Они всячески помогали друг другу, так, Остроухов был руководителем и попечителем Третьяковской галереи. Остроуховым было сделано много для того, чтобы галерея после смерти Третьякова не только не увяла, но и развивалась.

Самой известной и последней картиной художника была "Сиверко".

Новый мотив, высокая степень обобщенности, неожиданно мощное выражение чувств, поднимающихся в душе человека от соприкосновения с живыми силами природы, - все это сделало картину Остроухова значительным явлением в живописи конца XIX столетия.

Продолжения не последовало – сказать Илье Остроухову было уже нечего. Он перестает рисовать и начинает коллекионировать картины.

Коллекционирование картин – смысл жизни.

Опираясь на свое образование, обладая острым и хорошим взглядом художника и приобретя большое количество книг по искусству, Илья Остроухов начал коллекционировать картины.

Первые коллекционные работы были далеки от совершенства – по неопытности картины чуть ли не его современников он относил к 17 или 18 веку, картины одного художника приписывал перу другого.

Но с накоплением опыта, в коллекции художника стали появляться картины Дега, Мане, Щедрина, Кипренского и многих других художников различных эпох. Не обошли стороной его коллекцию работы друзей Ильи Остроухова по мамонтовскому кружку.

Со временем никто не мог ровняться с коллекцией картин Остроухова, а многие собиратели картин просто боялись ему перейти дорогу. А уж если кто-то все-таки приобретал картину,  на которую у Остроухова были виды, то в тот же момент от известного коллекционера слышалось: «Купил дрянь!». Эти слова были самым тяжелым ударом для любого – мнение Ильи Остроухова было весомым и непререкаемым.

Выходец из старинного замоскворецкого купеческого рода, Илья Остроухов любил бравировать своими купеческими ухватками, напоказ капризничая в окружении интеллигентных гостей.

Среди московских коллекционеров Илья Остроухов был первым и главным. Существовало только два мнения: мнение Остроухова и неправильное мнение.

Могли ошибаться книги, могла ошибаться вся история, а вот Илья Остроухов – никогда. Если же художник-коллекционер был в замешательстве, то собирался консилиум, который состоял из искусствоведов и музейщиков.

Вот только решение этого консилиума было известно заранее – оно не могло не совпадать с мнением Остроухова. Ошибки Остроухов допускал, но о них запрещалось говорить, а многие из его ошибок вошли в историю.

Как-то коллекционер Дмитрий Иванович Щукин по невероятному счастью купил картину Вермеера Дельфтского. Принёс Остроухову и получил отповедь: "Чепуха, длянь! Полядочному коллекционелу это делжать зазолно!". Дмитрий Иванович не выговаривал букву "Р". И Щукин поверил - продал! А ведь "Аллегория" могла стать единственной работой Вермеера в России. Теперь картина висит в Гаагском музее.

Везло только тем коллекционерам, которых увлекла иконопись  – Илью Остроухова не привлекали иконы. Везло – да не долго.

Однажды, в качестве подарка Остроухову подарили "Илью Пророка" XV века, и с этого момента художник словно прозрел. Теперь Остроухова интересовали только иконы: он скупал их, где только можно и за любые деньги.

Возглавив после смерти П. М. Третьякова галерею, Остроухов первым делом провел в ней выставку древнерусского искусства и иконописи, после которой ввел в галерею новый, иконописный раздел.

Чуть позже коллекцию Ильи Остроухова национализировали. После его смерти основная ее часть оказалась в Третьяковской галерее. Картины из его коллекции можно так же увидеть и в Русском музее, и в Музее-усадьбе В.Д.Поленова.

Через некоторое время об остроуховском собрании Александр Бенуа сказал, что благодаря ему Запад приравнял древнерусских художников к мастерам итальянского раннего Возрождения.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Илья Остроухов. Порою ошибки открывают дороги искусству. ▲