АвторТворчествоПубликацииКонтакты
Окна сатиры РОСТА – агитационное искусство Советского Союза«Это – предки всех советских сатирических журналов, предки труднейшего, безбумажного, безмашинного, ручного времени» В. В. Маяковский

Четко, метко, информативно, убедительно! Возможно, так звучала бы агитация к выполнению агитационных советских плакатов.

Кому не знакомы громкие советские лозунги типа: «Родина- мать зовет!»,  «Трудовой семестр на отлично!», «Колхозник, будь физкультурником!», «Ты записался в добровольцы?» и многие другие фразы, направленные на пропаганду патриотизма и человеческих ценностей, имели большое значение в военное время для разъяснения дел на фронте. Окна сатиры РОСТА – агитационное искусство Советского Союза

Советские плакаты всегда содержали в себе не только мощные послания народу, но также были проиллюстрированы простыми, доходчивыми, зачастую сатирическими изображениями, что по истечению времени сделало их отдельным жанром советского изобразительного  искусства.

Во времена гражданской войны существовала отдельная форма агитационного плакатного искусства, называемая «Окна сатиры РОСТА». Эти серии запоминающихся плакатов, созданные советскими поэтами и художниками, навсегда остались в истории советского искусства как исключительное самобытное явление.

Окна в события

«Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов.» В. В. Маяковский Окна сатиры РОСТА – агитационное искусство Советского Союза

Окна сатиры РОСТА представляли собой плакаты, включавшие  в себя несколько зарисованных сюжетов и стихи. Действие развивалось последовательно от рисунка к рисунку и с помощью хлестких, острых стихов составлялось в рассказ.

Целью всей работы над плакатами было донесение важных событий на военном фронте. Крайне важно было передать нужную информацию максимально доходчиво и быстро. Поэтому рисунки были простыми, а фразы короткими и запоминающимися.

Иллюстрации, для упрощения картинки, выполнялись в основном в трех цветах, которые считались символичными . Герои изображались красными, враги – черными, а все остальное пространство белым. Таким образом,  подобные понятны, но информативные сообщения были понятны даже неграмотному народу.

Окна сатиры РОСТА – агитационное искусство Советского СоюзаЭто телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек» В. В. Маяковский

Мастера-художники, работающие над созданием окон сатиры РОСТА, отталкивались от традиционных видов народного изобразительного творчества, в том числе лубка. Важно отметить, что первые плакаты рисовались вручную, затем выполнялись с использованием трафаретов, что делало их независимыми от типографии и предоставляло им некоторую свободу действий.

Лубoк — вид народного изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа.

Таким образом, плакат, включающий в себя емкие стихи, становится не только отдельным видом изобразительного искусства, но и мощным механизмом формирования общественного мнения, доказывая тем самым, что сфера влияния изобразительного искусства может распространяться на политические и военные события.

Детище Российского телеграфного агентства

Окна сатиры РОСТА – агитационное искусство Советского Союза

История появления окон сатиры РОСТА уходит во времена начала Гражданской войны.  7 сентября 1918 года Президиум ВЦИК принял решение о создании Российского телеграфного агентства (РОСТА), которое должно было стать основным информационным аппаратом советской власти.

Российское телеграфное агентство быстро становится крупным учреждением, издающим разнообразные бюллетени, вестники, листовки и т.д. В целом, РОСТА являет собой центральный мощный орган власти, ответственный за агитацию, пропаганду и своевременное освещение разнообразных военных новостей.

Окна сатиры РОСТА – агитационное искусство Советского Союза

Естественной необходимостью РОСТА стала организация специального подразделения, целью которого явилось бы максимально быстрое и доходчивое отображение новостей народу.

Осенью 1919 возникли окна сатиры РОСТА. Первое окно в октябре 1919 года создал художник Черемных с текстом Грамен.

«Окна РОСТА – фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников вручную стопятидеситимиллионного народища»В. В. Маяковский Окна сатиры РОСТА – агитационное искусство Советского Союза

В течении короткого времени в окна сатиры приходило все больше и больше художников и поэтов, в их числе были В. В. Маяковский, Д.С. Моор, И.А. Малютин, А.М. Нюренберг, М.Д. Вольпин и другие известные художники.

В. В. Маяковский примал самое активное участие в жизни окон сатиры РОСТА, он не только писал край  не ёмкие и уместные стихи-подписи к плакатам, но и сам активно рисовал и разрабатывал их внешний вид.

Выставки «Окон РОСТА»

Окна сатиры РОСТА просуществовали вплоть до 1921 года и относительно методов работы и количества человек имели невероятную популярность и распространение по всему Советскому союзу. Выпускаемые в количестве 150 экземпляров, они выставлялись повсеместно, во всех общественных местах, и доносили свои новости каждому советскому гражданину.

Окна сатиры РОСТА – агитационное искусство Советского Союза

В 1930 году состоялась выставка В. В. Маяковского, под названием «20 лет работы», в которой он помимо всего остального выставил и известные всем окна сатиры РОСТА.

В конце выставки Маяковский передал 300 фотографий окон  в Литературный музей Всесоюзной библиотеки им. Ленина, что положило начало созданию фонда, в котором с течением много времени собралось около 1118 окон сатиры РОСТА.

Собрание окон хранится в Гослитмузее и по сей день, где каждый может вживую увидеть самобытное художественное свидетельство лет Гражданской войны.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Окна сатиры РОСТА – агитационное искусство Советского Союза ▲