АвторТворчествоПубликацииКонтакты
Николя Жилле – францзский скульптор на русской землеВ 1709 году во французском городе Меце на свет появился Николя Франсуа Жилле. Как прошли детские и юношеские годы будущего скульптора практически ничего не известно. Лишь с поступления в Парижскую Академию живописи и скульптуры имя Николя Франсуа Жилле появляется в трудах искусствоведов.

Французский скульптор Жиле, обучаясь в Академии, получил классическое образование. Через некоторое время, после получения диплома, Николя Жилле совершает поездку, о которой мечтает каждый деятель искусства - он едет в Рим. Уже тогда Рим называли Меккой для художников, в нём скульптор занимается самообразованием – изучает натуру, традиции итальянской школы, наследие античного искусства. Поездка в Италию многое дала Николя Франсуа – через несколько недель после своего возвращения на родину он был принят в Академию изящных искусств.

Французский период

Полный впечатлений и идей Николя Жилле сразу же приступает к работе: лепкой он украшает здания, создает скульптуры, которыми для парков и садов. Скульптору поступают заказы не только на единичные статуи, но и даже заказы на создание целых групп. Основная тематика этих – античный миф.

На родной земле Николя Франсуа Жилле мог создать еще много работ, но так получилось, что в 1758 году он покидает Париж и едет в Россию. К этому времени его имя знала вся Франция, работы украшали большое количество парков, аллей, улиц. Так же он оставил своих учеников, которые продолжили его творчество.

Работа, принесшая славу

Одной из значительных работ этого времени является одна из первых скульптур мастера – скульптура «Парис, держащий яблоко». Основой этого шедевра послужил один из древнегреческих мифов. Согласно мифу, древнегреческий пастух Парис должен был отдать яблоко самой красивой из богинь: Афине, Гере или Афродите. Это яблоко раздора послужило причиной для начала греко-троянской войны.

Обращение к мифу не случайно – это была дань моде (XVIII век был временем увлечения искусством и культурой Древней Греции). Однако, если посмотреть на саму скульптуру, на ее постановку, естественность и непринужденность позы, плавность и мягкость линий, то можно безошибочно прийти к выводу, что стиль, в котором выполнена скульптура не греческий, а «Рококо» – стиль, характереный для эпохи того времени.

Русский период

Николя Жилле – францзский скульптор на русской землеВ XVIII веке в России большое внимание уделялось искусству и профессиональному образованию. В это время были открыты первая школа рисования и Академия художеств. Большой проблемой в стране было отсутствие педагогов, которые могли бы дать образование и подготовить хороших художников. Выход был один – приглашать мастеров из-за границы. Именно по такому контракту Николя Франсуа Жилле и попал на русскую землю.

Преподавательская деятельность скульптора была связана с Санкт-Петербургской Академией художеств. Первоначально это была просто преподавательская деятельность – из его класса вышли Ф. Гордеев, И. Прокофьев, Ф. Щедрин, М. Козловский. К своим ученикам он относился как к собственным детям. Он не только давал им профессиональные знания, но и во многом помогал в жизни. Основное, что стремился французский скульптор привить своим ученикам – это способность увидеть в любой форме индивидуальность и красоту. Через некоторое время Жилле был назначен директором Академии. Именно в этот период русская классическая школа поднялась на новый уровень.

Творчество скульптора

Не смотря на то, что на преподавательскую деятельность уходило очень много времени, Николя Жилле не мог отказаться от своего любимого занятия – творить самому, и этому занятию скульптор отдавал все свое свободное время.

Не смотря на то, что вокруг него царила новая атмосфера, проникнутая русскими традициями, Жилле продолжал создавать свои работы в тех жанрах и направлениях, которые были характерны не столько для русского, сколько для французского искусства.

Следует сразу отметить, что почти все работы этого периода – выражение самого художника, его исповедь. В России у него не было влиятельных покровителей, заказов он получал мало. Поэтому, не ограниченный рамками воли заказчика, Николя Франсуа Жилле мог делать свои скульптуры такими, какими он видел и чувствовал их сам.

Тематика работ скульптора

Николя Жилле – францзский скульптор на русской землеКак и в Париже, скульптор в своем творчестве ориентируется на мифологическую тему. В его скульптурах, как правило, запечатлены самые главные моменты жизни героев. В этих работах Жилле продолжает ту линию, которую начал еще в Париже: не смотря на эпоху его героев, он создает скульптуры в современном для него стиле. В своих работах скульптор обращался и к портретному жанру, как правило, это были бюсты членов царской семьи. В этих работах Николя Франсуа Жилле стремился передать не только внешнее сходство, но и отобразить их внутренний мир. Здесь как нигде заметно влияние стиля «Рококо» – черты лиц героев скульптором идеализированы, в них нет остроты характеристик. Продолжал мастер и декораторскую работу. В этом направлении он работал то в одиночку, то в соавторстве с каким-нибудь скульптором точно так же как и он приглашенным в Россию. Одной из ярких работ Франсуа Николя Жилле в этом направлении стали украшения залов в Зимнем дворце.


ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Николя Жилле – францзский скульптор на русской земле ▲