АвторТворчествоПубликацииКонтакты

Клода Оскара Моне всегда увлекала природа, занимавшая центральное место в его творчестве. Он стал одним из основателей нового художественного направления – импрессионизма. Долгое время публика игнорировала и художника и новую живопись.

Моне пережил равнодушие общества, нищету, душевные драмы. Однако даже в самые тяжёлые времена он не переставал рисовать, не отрекался от своего неповторимого взгляда на окружающий мир. И победил, снискав любовь и восторги художественных критиков и публики.

Предимпрессионизм

В 1862 году Клод Моне находится под впечатлением творчества Эдуарда Мане. Он почти всё время пропадает за городом в компании со своими новыми друзьями Сислеем, Базилем и Ренуаром. В лесу Фонтенбло художник задумал свою первую большую работу - «Завтрак на траве». Сама картина не дошла до наших дней – автор оставил её в качестве платы за комнату в деревушке, близ которой работал. Сохранилась только уменьшенная копия.

В «Завтраке на траве» видны традиции барбизонской школы в тёмно-зелёном цвете леса с пятнами коричневого и чёрного. Однако заметны и отличительные черты Моне. Он уберёг картину от характерного барбизонского сгущающегося сумрака и от «влажной» атмосферы, и наполнил её своим прозрачным и ощущаемым воздухом.

Для создания воздушной атмосферы Моне забыл об основах академической живописи. Он изображает предметы и пейзажи как обобщённые световые пятна, лишает их чётких границ. Даже фактура картины усиливает ощущение движения воздуха. Полотно не гладкое, как обычно, а бугрится пятнами мазков.

Ещё одной знаковой работой предимпрессионизма стало полотно «Дама в саду». В течение всего 1869 года Клон Моне в компании с Ренуаром решает задачу солнечного освещения на картине. В итоге «Дама в саду» стала самой красивой работой периода предимпрессионизма.

Импрессионизм

В начале 70-х Моне вступил в период импрессионизма. На выставке «Анонимного общества живописцев, скульпторов, граверов» он выставил картину «Впечатление. Восход Солнца», которая стала сенсацией выставки и привела к рождению термина импрессионизма.

Тогда же были показаны полотна, ставшие классикой импрессионизма, «Сирень на Солнце» и «Бульвар Капуцинок в Париже». Благодаря технике тонких лёгких мазков, картины пронизаны игрой солнечного света. Художник полностью сосредоточен на передаче атмосферы воздуха и света в пейзаже.

«Сирень на Солнце» и «Бульвар Капуцинок в Париже» показали новую черту Клода Моне – сглаживать впечатление глубины, чтобы сохранить картинную плоскость. Эффект достигался посредством перетекающих друг в друга цветовых мазков равной яркости.

Глядя на полотна этого периода, появляется ощущение личного присутствия в картине.

Постепенно Моне подходит к идее разрушения границ живописи и объединения её с другими видами искусства. У него рождаются работы яркие импрессионистские, но напоминающие декоративные настенные панно.

Яркой иллюстрацией служат «Скалы в Бель-Иль» и «Скалы в Этрета». Первый морской пейзаж объёмный, наполненный бурным движением. Второй – подчёркнуто декоративный и плоский. В нём очертания моря, скал и неба сливаются и растворяются в воздухе.

Необычной чертой творчества Клода Моне является его серийность. Он пишет одни и те же пейзажи, но в разное время суток, года, погоды. Он показывает, что природа уникальна в каждую секунду жизни. Художник жалуется, что рисует слишком медленно и не успевает запечатлеть момент, а освещение уже изменилось и мир совсем другой.

Первая серия изображает вокзал Сент-Лазар. Позднее последовала знаменитые стога сена в Живерни, Руанский собор, Кувшинки…

Поздний период

В этот период времени художник стал окончательно растворять очертания предметов в воздухе и солнечном свете. Яркие примеры: «Город Вейтель», утопающий в золотисто-розовой пелене, «Мост Ватерлоо» и «Чайки», растворяющиеся в тумане.

Постепенно обычные пейзажи, отмеченные печатью человека, исчезают. Теперь художника интересует мир воды и водных растений: «Ирисы в Живерни», «Плакучие ивы», серия «Кувшинки».

В 1916 году Клод Моне получил свой последний заказ – написать для Франции серию настенных панно.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Клод Моне – гений воздуха и света ▲