АвторТворчествоПубликацииКонтакты

Николай Лапшин: «Искусство может дать только то, что может и часто не то, что хочется критику».Появившиеся в начале 20 века телефоны, самолеты, корабли  вызывали у детей много вопросов: почему летают? как работают? отчего звонит? Дать ответы на эти вопросы могли научно-популярные книги и обязательно в этих книгах должны были быть иллюстрации, ведь только с их помощью можно все рассмотреть и все понять.

Николай Федорович Лапшин (1891 – 1942) – русский живописец, график, иллюстратор детских книг. Он был одним из основателей отечественной школы научно-познавательной иллюстрации в детской книге.

Кое-что из биографии.

Николай Лапшин: «Искусство может дать только то, что может и часто не то, что хочется критику».Очень часто, говоря о Николае Лапшине, можно услышать, что художник родился в 1888 году. Это связано с тем, что во всех своих анкетах Лапшин писал именно эту дату, почему – не известно. И только совсем недавно было обнаружено свидетельство о рождении, где указан 1891 год.

Систематического художественного образования Николай Лапшин не получил. Он с перерывами обучался в различных частных студиях. В юношеские годы он занимается различными художественными работами: разрисовывает солдатские клубы, делает декорации для спектаклей, оформляет городские улицы во время праздников.

«…Какая масса времени потрачена совершенно зря. То ли от личных моих свойств – неуверенности в себе, то ли от отсутствия среды искусства и неумения создать эту среду. Не было хорошей школы, не было традиции, нужна была «переоценка ценностей»».

В 20-е годы Лапшин становится редактором детских книг и журналов. Начинается самый известный период в его творчестве.  Художник работает как с российскими редакциями, так и с редакциями Нью-Йорка. "Солнце на столе", "Сто тысяч "почему" М. Ильина, "Таинственный город" Я. Миллера, "Письма из Африки" Н. Блюла и многие другие книги проиллюстрированы Николаем Лапшиным.

В 30-е годы художник оставляет книжную графику. В эти годы он увлекается живописью. Основным его направлением стал городской пейзаж, в котором Лапшин продолжает традиции французских пейзажистов.

Николай Лапшин и детская книга.

Николай Лапшин: «Искусство может дать только то, что может и часто не то, что хочется критику».К работе с детской книгой Николай Лапшин пришел с большим багажом знаний. Все, кроме текста, Лапшин придумывал самостоятельно: иллюстрации, обложку, макет книги.

Работая, он занимался поисками собственного стиля. Для того чтобы найти лаконичное изображение он рисовал наброски, зарисовки. Очень часто свои иллюстрации сводил к минимуму, рисуя только знаки. Часто он использовал прием детского рисования, когда его рисунки будто бы рисовал ребенок.

Одним из главных вопросов для Николая Лапшина был вопрос о том, как в иллюстрациях показать ребенку современный мир. Ответом на этот вопрос стала книга «Город и деревня», в иллюстрациях к которой Лапшин и показал два разных времени – прошлое и настоящее, только на примере города и деревни.

Николай Лапшин: «Искусство может дать только то, что может и часто не то, что хочется критику».При работе над книгами М. Ильина к Лапшину пришел настоящий успех. Причина этому успеху – абсолютное сочетание содержания текста, стиля текста с иллюстрациями.

Но работать над книгами Николаю Лапшину было очень непросто. Несмотря на занимательные тексты, они были перегружены информацией, и найти самое главное, что бы сделать иллюстрацию было очень сложно. Лапшин нашел выход – он стал вставлять в тексты небольшие рисунки.

Рисунки Николая Лапшина совершенно разные по своему содержанию: это научные иллюстрации, которые изображают предметы, явления, чертежи, схемы, карты, сценки.

Николай Лапшин: «Искусство может дать только то, что может и часто не то, что хочется критику».Сценки были так же различными. Они могли изображать пиршество бояр, сценку на базаре, караван верблюдов. Их главная задача – дать толчок читателю к фантазированию и лучшего понимания текста.

В апреле 1941, незадолго до внезапной потери зрения, Лапшин записал: «Необходимо иметь отношение к искусству, интерес к нему, только тогда висящая на стене бумага с чем-то нарисованным на ней вызывает субъективное переживание и отсюда и оценку… А искусство может дать только то, что может и часто не то, что хочется критику».




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Николай Лапшин: «Искусство может дать только то, что может и часто не то, что хочется критику». ▲