АвторТворчествоПубликацииКонтакты

Японское традиционное искусство основывается на самобытных и своеобычных принципах. Вкусы и предпочтения японцев очень сильно отличаются от эстетических приоритетов жителей других стран. Декоративно-прикладное искусство в Японии также имеет свои характерные особенности.

Декоративные произведения создаются в этой стране на протяжении многих веков. Это и керамические и фарфоровые изделия, украшенные ткани и одежды, резьба по дереву, металлу и кости, красивое оружие и многое другое.

Вообще декоративно-прикладное искусство имеет определенную направленность. Создаются различные изделия не только для того, чтобы эстетически наслаждаться их созерцанием, но и применять в повседневной жизни.

Декоративно-прикладное искусство ЯпонииИ для японцев очень важно не только пользоваться произведениями такого искусства, но и украшать свой быт, любуясь их красотой. Жители Японии всегда по-особому относились к красоте. Им представлялось, что великолепие и изящество могут быть переданы словами. Однако красота была вне обыденного мира. Вся жизнь человека была преходяща, после смерти душа переселялась в прекрасный и загадочный мир.

Все перечисленные особенности мировоззрения японцев отразились в создании произведений декоративно-прикладного искусства. Любое действо сопровождалось использованием специально изготовленных для этого вещиц.

Например, чай или сакэ распивали из грубых и неровных чашек. Однако именно они ценились за их красоту, которая существовала в потустороннем мире.

Великие японские мастера создавали предметы, придавая им эстетический облик. Фигурки – нэцкэ, коробочки – инро, лаковые изделия, изящные косодэ, ширмы, веера – все это было отделано с художественным вкусом и изяществом.

Нэцкэ – миниатюрная скульптурка

Декоративно-прикладное искусство ЯпонииМиниатюрные скульптурки нэцкэ использовались мужчинами для ношения разнообразных предметов. Трубка, кисет или кошелек крепились с помощью нэцкэ к поясу кимоно.

Каждая миниатюрная фигурка несла в себе символические нотки, т.е. что-то означали.

Профессионализм исполнения угадывался в  японских скульптурках. Кстати, искусство создания нэцкэ зародилось сравнительно недавно, в 1603 – 1868 года. Этот период времени в Японии носит название Эдо.

Самыми известными мастерами того периода были Доракусай (XVIII век), Сюмин (конец XVIII века), Томотада (XVIII век), Масацугу (XIX век), Гёкумин (XIX век) и другие.

Декоративно-прикладное искусство ЯпонииКакие только образы не использовались для создания нэцкэ. И повседневные занятия граждан, и религиозные представления, и образы животных. Мастера любили изображать героев литературных произведений, сказок, знаменитых японских воинов.

Если до XIX века в скульптурках можно было заметить непропорциональность форм и несоответствие действительным образам, то уже позже японские мастера старались более точно изобразить персонажа, передавать его характерные черты. Мир природы стал более привлекательным для профессионалов по изготовлению нэцкэ.

На протяжении многих десятилетий совершенствовалась технология создания миниатюрных фигурок.

Если в начале зарождения такого направления в декоративно-прикладном искусстве Японии в качестве материала чаще использовалось дерево или слоновая кость, то в XIX веке мастера стали применять фарфор, коралл, металл, агат и другие материалы. Деревянные нэцкэ обязательно полировались с помощью порошка из угля, протирались маслом из льна, придавался блеск шелком. Более сложный путь прошел процесс окрашивания фигурок.

Инро – коробочка для нужных вещиц

Самыми изысканными вещичками в японском декоративно-прикладном искусстве считаются коробочки – инро, больше похожие на миниатюрные ящички.

Декоративно-прикладное искусство ЯпонииОни являлись частью женского или мужского костюма. Если мужчины подвешивали инро, как нэцкэ, к поясу кимоно, то женщины носили их за рукавом.

В переводе инро – это коробочка для печатей, которая использовалась для ношения различных маленьких вещиц. Она имела несколько внутренних отделений. Мастера, которые изготавливали такого рода изделия, стремились с изяществом и художественным вкусом отделать инро. Использовалась и лаковая роспись, и инкрустация перламутром, и отделка слоновой костью, драгоценными камнями, а также применялись различные техники украшения инро.

Косодэ – кимоно с коротким рукавом

Косодэ как предмет японской одежды известен давно. Однако только в эпоху Эдо кимоно с коротким рукавом стали ярко декорировать, используя новые технологии окраски тканей.Декоративно-прикладное искусство Японии

Косодэ стало объектом декоративно-прикладного искусства. Нужно отметить, что в зависимости от случаев в жизни человека японцы надевали определенным образом отделанные косодэ. Разнообразное применение шелковых нитей имело потрясающий результат. Каждое косодэ представляло собой предмет декоративно-прикладного искусства японского народа.

Веер как произведение японского декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство ЯпонииВеер также привлек внимание японских мастеров и стал предметом искусства. Веер – сэнсу пришел в Японию, скорее всего, из Китая. И уже японские мастера придали ему свой неповторимый, изящный вид.

Вид веера – утива считается чисто японским изобретением. Это такой веер-лепесток, который изготавливался из цельного куска дерева, затем обтягивался дорогим шелком либо бумагой, на которую наносились красивые рисунки.

Сюжеты рисунков имели разный характер. Японские традиции были видны невооруженным взглядом в каждом таком произведении искусства как веер.

Кстати, японцы создали и такой вариант веера, который использовался и на боевом поприще. Как привило, такой предмет применялся при отдаче указаний на поле боя. Определенный вид отделки сопутствовал данному вееру. Чаще на нем изображался красный круг на желтом фоне с одной стороне, и желтый круг на красном фоне – с другой.

 Японский художественный меч

Эстетические принципы декоративно-прикладного искусства Японии были в полной мере выражены в изготовлении и отделке художественных мечей.

Меч – это особый предмет поклонения японцев, и для его создания применялись различные материалы и техники.

Декоративно-прикладное искусство ЯпонииЯпонский меч не только изящен по своей форме. Особая структура стали, сияющая линия клинка, поверхность которого тщательно полировалась, характеризует такой предмет как самое высшее произведение японского искусства. Некоторые клинки еще и украшались рельефными фигурками драконов, гербами самураев, отделывались иероглифами.

В Японии существовали школы оружейных дел мастеров, которые изготавливали различные боевые мечи, специализировались на художественной отделке оружия. Такой известный оружейник как Масамунэ (конец XIII века – начало XIV века) славился на всю Японию своим мастерством. Приобрести меч его работы мечтают многие наши современники-ценители японского оружейного искусства.

Лаковые и керамические изделия

Лаковые изделия использовались в Японии повсеместно. Это и посуда, и домашняя утварь, и разные необходимые вещицы для ухода за собой, и доспехи, и даже оружие. Дома знатных особ были украшены подобными изделиями. Декоративно-прикладное искусство Японии

Традиционные лаки, которые использовались японскими мастерами, были красный, черный и золотистый. Конец эпохи Эдо ознаменовался производством зеленого, коричневого и желтого лаков. А уже в начале XX века японцами были получены белый, фиолетовый и голубой цвета лаков. Лаковая живопись с применением золотой, перламутровой и серебряной инкрустаций является самым великолепным способом отделки различных изделий японскими мастерами.

Керамические изделия также являлись предметом японского декоративно-прикладного искусства. Многие технологии взяты из Китая и Кореи. Однако японская керамика отличается тем, что мастера уделяли большое внимание не только таким параметрам, как форма, орнамент и цвет, но и тому, какие ощущения будет вызывать керамическое изделие при соприкосновении с человеческой ладонью.

Декоративно-прикладное искусство ЯпонииХудожественные изделия из керамики в Японии – это большое разнообразие разных типов посуды, такие как чайники, сосуды для сакэ, декоративные блюда, горшки, и другие. Фарфоровые тонкостенные вазы до сих пор пользуются спросом в странах Запада.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Декоративно-прикладное искусство Японии ▲