АвторТворчествоПубликацииКонтакты

Искусство воплощается в картинах и скульптурах, книгах и музыке, оно окружает нас повсюду и живет в сердцах людей. Искусство японского театра кроется в уникальном сочетании человеческого таланта, традициях берущих свои истоки в далеком прошлом и множестве внешних атрибутов превращающих обычное представление в красочную историю, наполненную глубоким смыслом и  энергией людей, которые её Японский театр. От классики до современности.создают.

Японский театр зародился в эпоху проникновения в Японию буддизма и сохранил в себе элементы античной драмы, проникшие на дальний Восток  через эллинистические государства Передней Азии, Индию и Китай.

Японский театр «Но» появился в  XIV-XV веках. Позже появился   один из наиболее известных видов японского традиционного театраКабуки, все роли в котором исполняли исключительно мужчины. В начале XX века   сформировалась новая ветвь театрального искусства  - театр «Такаразука», в котором, играют одни женщины.

Традиционный японский театр

Традиционный японский театр представляет собой насыщенное и красочное действие, состоящее из органично вплетаемых друг в друга компонентов  -  актерского мастерства, музыки, танцев, сценографии и внешних атрибутов - масок, париков, грима, костюмов, декораций и дополнительных элементов, вкупе создающих небывалое, зрелищное, но часто сложное  для восприятия представление.  

Японский театр  настолько  глубок, что у человека посетившего представление не остается двоякого впечатления. Зритель либо проникается эстетикой увиденного, либо уходит разочарованным, не постигнув скрытого смысла постановки.

В Японии существует несколько театральных направлений, отражающих развитие и становление культуры и истории страны в разные эпохи.

Японский театр «Но»

Главное действующее лицо – Сите, рассказывает  истории из жизни людей и духов, повествует о былых сражениях, о борьбе с демонами и др.

Рассказ ведется с отрешенным выражением, что направлено на желание призвать зрителя к самостоятельному проявлению эмоций, не зависящей от поведения актера.

Японский театр. От классики до современности.Действие происходит под аккомпанемент различных инструментов, состоит из нескольких пьес, которые прерываются небольшими миниатюрами и танцами, должными подчеркнуть главное действие. Архаичный язык, на котором ведется повествование, придает игре масок большей загадочности и таинственности.

Представление театра «Но» длится от 3 до 5 часов и обычно проходит в  специализированных помещениях, но в последнее время все чаще проводится на открытом воздухе.

Японский театр «Кёгэн»

Японский театр «Кёгэн» появился практически в  то же время, что и театр «Но»,  однако  стилистика и содержание жанров значительно отличаются друг от друга. Если  театр «Но» — это драма состоящая и переживаний и страстей, своеобразная трагедия (хотя содержание постановок не всегда трагично)  элегантное и поэтичное представление, то  театр «Кёгэн» – это простая комедия, фарс выстроенный на незамысловатых шутках, шумных и ярких действиях, прозаичный и простонародный.

Пьесы «Кёгэна» построены на своеобразном противопоставлении всего возвышенного и низменного, что есть в человеке и традиционно исполняются в качестве интермедий, как в классическом спектакле театра «Но».

Японский театр «Кабуки»

Японский театр. От классики до современности.Японский театр «Кабуки» зародился  в начале эпохи Токугава, он представляет собой своеобразную смесь, которую делает «Кабуки»  одним из самых демократичных театров Японии.

По легенде основательницей театра «Кабуки» можно считать храмовую танцовщицу Идзумо-но Окуни, которая объединила ритуальный храмовый танец с романтическими  и светскими танцами, народными балладами, стихотворными элементами, импровизациями исполнящимися под аккомпанемент флейты, старомодных барабанов и других инструментов театра «Но».

Умелое и гармоничное соединение различных компонентов привело к созданию театра «Кабуки», в котором выступали молодые танцовщицы. Принятие сямисэна  и внедрение  элементов пантомимы, появившемся в театре благодаря мужу  Окуни Нагоя Сандзабуро, способствовало дальнейшему развитию самого театра.  К театрализованному танцу были добавлены комические диалоги, а сама Окуни стала исполнять мужские роли.

В 1603 году «Кабуки Окуни» окончательно сформировался и принял форму театра. Огромная популярность «Кабуки» среди широкой публики и в частности танцовщиц стала одной из причин, по которой впоследствии женщины были «отлучены» от театра.

Происшествия и беспорядки, происходившие на выступлении театра «Кабуки» и поединки, которые устраивали самураи в борьбе за внимание юных актрис, вынудило правительство третьего сёгуна Иэмицу издать в 1629 году строгий указ, запрещающий любые представления с участием женщин.

Театр «Онна Кабуки» (женский театр «Кабуки») был уничтожен. Его место занял возникший ещё в начале XVII века «Вакасю Кабуки» (мужской театр),  в котором играли только юноши.

Существование оннагата — мужчин, исполняющих женские роли, после запрета выступления актрис стало совершенно необходимым и сохранилось до настоящего времени.

Японский театр «Дзёрури»

Японский театр. От классики до современности.«Дзёрури» - кукольный театр Японии  истоки  появления, которого можно отнести  кукольным представлениям устраиваемыми охотниками.

Представления проходили прямо на улице, переходя от дома к дому.  Позже  выступления с участием кукол стали проводить странствующие монахи, последователи буддийской секты дзёдо. Для своих представлений они использовали  маленькие самодельные сцены, на которых при помощи кукол рассказывали истории и буддийские сюжеты.

Позднее бродячие кукольные представления соединились с «сэккё» — музыкальными изложениями буддийских рассказов, что и поспособствовало росту их популярности.  В первые годы правления «Токугава сэккё» глубже проникли в сферу народных увлечений.

Развитию этого искусства помогало музыкальное сопровождение, светский характер историй,  которые приобрели любовную окраску.  Самым ранним использованным для «Дзёрури» текстом была «История Дзёрури», давшая название жанру. Рассказ о любви героя Минамото Ёсицунэ и Дзёрури, дочери торговца удачно соединился  с кукольными представлениями и игрой на сямисэне.

Известными представителями этого жанра были Дзёкэя Дзёун, Гэндаю, Мияути Гидаю.  С появлением в Киото этих выдающихся исполнителей кукольный театр пережил новую эру расцвета.

Японский театр «Ёсэ»

«Ёсэ» - традиционный камерный японский театр комедии. Спектакли этого театра представляют собой постановки на основе комических, сатирических рассказов, анекдотов, полны каламбуров и часто имеют  неожиданную концовку.

Японский театр. От классики до современности.В связи с тем, что эта форма жанра  развивалась в период с 1600 – до 1912  годов, содержание этих постановок  рассказывает  об образе жизни, который мало знаком современному слушателю, но  учитывая эту ситуацию многие исполнители, работающие в этом жанре сегодня,  сами сочиняют рассказы, отражающие современную действительность.

В спектакле только одно главное лицо - сам исполнитель, одетый в кимоно и сидящий на сцене, на специальной подушке. В качестве реквизита используется веер и полотенце.

Японский театр «Бунраку»

Японский театр. От классики до современности.«Бунраку» -  крупнейший кукольный театр Японии, на протяжении долгого времени хранящий традиции своего основателя Уэмура Бунракукэн. Театр был открыт в 1872 году  и официально одобрен правительством того времени. 

Представления театра проходят на  стационарных, оборудованных сценах. Куклы театра  в размере достигают  1/2 — 2/3 человеческого роста.  Они управляются операторами, одетыми в черные костюмы, которые регулируют движения головы, рук и ног куклы.

Озвучивает кукол певец гидаю под аккомпанемент сямисэнов и барабанов.

Жанровое многообразие, многовековая история, отражающая этапы становления и развития страны привлекают к японскому театру множество любопытствующих.

Кто-то хочет заглянуть в глубину японской культуры, кто-то  ищет ответы на простые вопросы, некоторых просто привлекает внешняя атрибутика происходящего. Не смотря на различие в восприятии,  японский театр  пронесший свои традиции сквозь века    до сих пор  хранит свою загадку, загадку  великого искусства, разгадать которую дано не всем.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Японский театр. От классики до современности. ▲