АвторТворчествоПубликацииКонтакты
Жак Де Вокансон и его живые шестеренки

Возможность искусственного создания человека терзала алхимиков и ученых еще со времен глубокого средневековья.

На покорение естественного хода вещей алхимики направляли невероятное количество химических изысканий и оккультных ритуалов, но предполагаемый гомункул так и остался призраком на страницах истории.

Гомункул — в представлении средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственным путём.

Наряду с алхимиками и колдунами средневековья, существовали мастера и ученые, которые в отличии от первых, полагались лишь на силу человеческого ума и науки, которым могут быть подвластны вещи хоть и менее тонкие, но не менее загадочные.

Одним из таких гениальных и изобретательных людей был Жак Вокансон, чьи изобретения повергали в искреннее недоумение и удивление жителей Франции XVII века. Его механические существа являли собой шедевры, идеальность и подобность которых живым существам способна удивить даже современного человека.

Десятый сын - гениальный сын

Жак Вокансон родился 24 февраля 1709 года в Гренобле, в небогатой семье перчаточных дел мастера и был десятым ребенком в семье, что заранее говорило о том, что будущее ребенка не предполагает нужного образования и легкой жизни. Однако судьба всегда способна удивить своими неожиданными сюрпризами.

Жак Де Вокансон и его живые шестеренки

Еще в раннем возрасте Жак проявлял себя как крайне смышленый и разумный ребенок. Уже в десять лет, не имея никакого образования и наставника, обладая лишь собственным вниманием и острым умом, маленький Вокансон соорудил настоящие часы.

Семья не могла предоставить Жаку необходимого образования, по сему юный механик был отправлен в школу монахов-иезуитов, а позднее свое образование Жак продолжил у монахов-минимов.

Необходимых знаний и навыков Вокансону хватило, чтобы в возрасте восемнадцати лет открыть собственную мастерскую в Лионе. Именно здесь впоследствии происходит рождение гениальных механических игрушек.

Жак Вокансон – неповторимый мастер своего дела

Мастерская Вокансона становилась все более знаменитой благодаря удивительному мастеру, который не переставал удивлять горожан своими неповторимыми и не поддающимися объяснению игрушками.

Дела шли хорошо, и уже спустя год Вокансону пришел в голову его первый масштабный замысел.

Благодаря предложению знакомого хирурга, Жак решил создать механического человека, но не просто человекоподобное изваяние, сродни памятнику, а человека, который благодаря невероятным механизмам способен был бы выполнять определенные функции.

Жак Де Вокансон и его живые шестеренки «Важно осознать, что механика это не теория каких бы то ни было конкретных явлений. Механика — это метод исследования Природы.»П. А. Жилин

Так первым механическим чудом Вокансона стал знаменитый «Игрок на флейте». На создание флейтиста мастеру потребовалось много месяцев кропотливой работы, поскольку задача оказалась крайне сложной – механический человек должен был не только уметь двигаться и выполнять разнообразные манипуляции, он также должен был уметь играть на музыкальном инструменте.

11 февраля 1738 года перед многочисленными взглядами изумлённой публики предстал механический аналог Человека, выполненного в полный рост, который к тому же играл на флейте под аккомпанемент своего Создателя. Зрелище произвело настоящий фурор, и восторгу публики не было предела.

«Игрок на флейте» мог исполнять двенадцать различных мелодий, причём само воспроизведение ничем не отличалось от исполнения человеком – он также шевелил губами, водил пальцами по отверстиям флейты и извлекал звуки, благодаря тому, что вдувал воздух во флейту.

Жак Де Вокансон и его живые шестеренки

Такую работу не мог не заметить сам Людовик XV. Франция уже достаточно долгий период была одержима идеями о создании искусственных людей.

На этом фоне «Игрок на флейте» был провозглашен первым искусственным человеком и автоматически окутан в пелену тайн, сам же Жак Вокансон был удостоен покровительства короля.

Другие механические шедевры Жака Вокансона

Вскоре после появления на свет «Игрока на флейте», Жак Вокансон представил свое новое творение - «Игрок на тамбурине». И не останавливаясь ни на секунду, в том же году зрителям было представлено очередное удивительное создание Вокансона – механическая утка.

Она умела все, начиная от издания соответствующих животному звуков, и заканчивая возможностью плавать и пить. Также утка могла испытывать голод и даже испражняться. Механический аналог настолько походил на настоящее существо, что люди поговаривали, будто бы это реальное животное, посаженное в металлическую оболочку.

Жак Де Вокансон и его живые шестеренки «Как только перед этим механизмом ставили еду, она начинала клевать. Она глотала её так реалистично, что многие считали, что никакого механизма не существует, а мастер каким-то образом сумел накрыть живую утку металлическим панцирем», — писал в дневнике очевидец.

После невероятного успеха в Париже, Вокансон со своими «живыми» механизмами отправился на гастроли по всей Франции, после чего в 1741 году был принят на должность инспектора Королевских шёлковых мануфактур.

Впрочем и тут не обошлось без чудес. Вскоре после принятия должности, Вокансон конструирует станок, который может ткать узорчатую ткань, что раньше могли выполнять только рабочие, которые в свою очередь, с появлением станка начали терять работу и жалование.

Неудивительно, что станок начинал постоянно ломаться по неизвестным причинам, а чинить подобную дорогую технику никто не спешил.

В 1743 году произведения Вокансона были проданы за невероятную сумму и разъехались по всему миру. К сожалению, знаменитые творения Вокансона до наших дней не дожили.

К концу своей жизни Жак Вокансон собрал невероятную коллекцию механизмов и автоматов, которые впоследствии стали базой для Консерватории искусств в Париже.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Жак Де Вокансон и его живые шестеренки ▲