АвторТворчествоПубликацииКонтакты

Красота архитектуры и искусства ИсламаАрхитектура и искусство исламского мира имеет свои культурные особенности. Восток – дело тонкое, как любил говорить легендарный герой известного фильма. А ведь на самом деле искусство мусульманских стран отличается изяществом и самобытностью.

В основы же исламской архитектуры заложено особое понимание пространства и природы.

Все храмы, в которых воспевают мусульманскую религию, должны быть построены с ориентацией на Мекку.

 А дома людей просторны и содержат мало мебели. Такой подход к строительству заложен в кочевнической сущности мусульман. Для них окружающее их пространство и природа всегда являлись единой сферой деятельности человека.

 Архитектура исламских мечетей

Красота архитектуры и искусства ИсламаС точки зрения мусульманина мечеть – это модель и символ мира. Еще в VII веке сложился тип храма в исламской архитектуре – мечеть с колоннами. Мечеть нельзя спутать с постройками других культур. Она имеет определенные архитектурные элементы, а именно купол мечети под названием джамал, минарет или джалал, а также сифат или изречения из Корана, которые наносятся на внешние поверхности мусульманского храма.

Самым ранним памятником исламской архитектуры принято считать соборную мечеть в г. Кордова, которая была заложена в 785 году, а достроили ее лишь в IX-X веках. Внутри мечеть как бы разделена на части.

 800 колон создают ощущение величия здания. Все колонны соединены между собой арками с красно-белым орнаментом. Подвесные серебряные лампады освещают  расписанные стены архитектурного шедевра. Словами вряд ли можно передать всю красоту этой мечети. 

Красота архитектуры и искусства ИсламаА вот мусульманский Азербайджан стал родиной двух архитектурных школ: нахичеванской и ширвано-апшеронской. Примером первого направления в мусульманской архитектуре является мавзолей Юсуфа, построенный в 1162 году.

А вот ширвано-апшеронская школа использовала при строительстве не кирпич, а камень.  При этом характерными особенностями этого направления стали асимметрия и каменная резьба. Дворец Ширваншахов в Баку построен именно в таком стиле.

Развитие архитектуры в  Средней Азии и Индии

Красота архитектуры и искусства ИсламаВ Средней Азии начинает развиваться строительство архитектурных ансамблей с четырьмя так называемыми айванами. Это залы с высокими сводами, которые открывались во внутренний двор храма или мусульманского учебного заведения медресе. Вход в такой зал образуют высоченные пилоны, соединенные между собой арками. Минареты располагаются по бокам главного фасада здания.

Самым ярким примером подобной архитектуры может служить площадь Регистан в городе Самарканд.

Она окружена тремя прекраснейшими зданиями, в которых расположены медресе. Улугбек был построен в начале XV века, а вот Шир-дор и Тиля-кари увидели свет спустя 200 лет.

Мечеть с айванами имеет особенности конструкции купола – максуру. Это помещение было предназначено для молитв правителя с небольшой нишей - михрабом. Однако уже в XIII веке максура преображается и превращается в огромных размеров купол перед михрабом.

Красота архитектуры и искусства ИсламаВ существовавшем в то время турецком Константинополе известный архитектор Синан решил создать мечеть, в которой все пространство объединится под одним куполом, который будет опираться на балдахин. Купола меньших размеров будут примыкать к нему. Мечеть Селиме, построенная архитектором Синаном, является воплощением всех его идей.

Красота архитектуры и искусства ИсламаВ Индии с XIII века мусульманская архитектура также претерпевает небольшие изменения. При строительстве храмов используются камни разных пород и цветов. Сами здания возводились на единой платформе, а по углам украшались шлемовидными куполами. В период властвования Великих Моголов, которое пришлось на XVI – XVII века, начинает формироваться новый архитектурный стиль, который сочетает в себе изящество и грандиозность исполнения.

Тадж-Махал может быть назван великим сооружением всего человечества. Его строили на протяжении 18 лет в период с 1632 по 1650 год. Огромное здание кажется невесомым, так как четыре минарета и купол основного здания стремятся ввысь, а стены с множеством арок усиливают подобное впечатление.

Арабская вязь или поклонение каллиграфическим изображениям

Считается, что арабская вязь возникла в городе Куфа в Ираке. Именно здесь ее использовали первоначально как способ украшения мечетей.

Ей же переписывали священные тексты. Позже арабская вязь стала использоваться и при украшении разных изделий. Каллиграфическое искусство в исламских странах было доведено до совершенства.

Мусульмане на протяжении многих веков считали святотатством изображать человеческий облик либо образы животных. Буквы священного текста являлись религиозным воплощением житейских истин. Поэтому не редко на изделиях мусульманского искусства можно увидеть неотразимой красоты каллиграфические изображения.

Арабская вязь как предмет искусства исламского мира на вид напоминают прекрасные цветы. Самое интересное, что витиеватое изображение букв мусульмане сравнивают с красотой человеческого тела.

Красота архитектуры и искусства ИсламаВ XVXVII веках мусульмане изобрели новый вид искусства под названием кита, которая представляла собой картину миниатюрных размеров, изображающую образец почерков арабской вязи. Чуть позже народное творчество также подхватило идею воплощения каллиграфических надписей.

Шамаили – это панно с арабской вязью, которые используются мусульманами при украшении домов как обереги, защищающие от злых сил.

Такие картины пишутся на стекле, при этом используются масляные краски. Главное место отдано опять-таки буквам. Строки из священной книги мусульман, Корана, располагаются на живописном фоне. Простолюдины писали известные народные изречения, которые носили определенный смысл.

Книжная миниатюра

Особое место отведено в искусстве исламского мира книжной миниатюре. Так как буквы являлись носителями прекрасного, то, соответственно, книга как таковая могла являться самым значимым предметом искусства у мусульман. Ювелирное мастерство стало сочетаться с каллиграфическим искусством, что и привело к рождени подобной миниатюры.

Красота архитектуры и искусства ИсламаКамалад-дин Бехзад создал в 1488 году уникальные книжные иллюстрации к поэме «Бустан» автора Сзади, а также к книге о великих победах Тимура «Зафар-наме». Образы, созданные художниками былых времен, и поныне могут восхитить нас, ныне живущих. А вот в Азербайджане в конце XV века Султан Мухаммед был мастером создания миниатюр, используя при этом сложность и декоративность композиции.

Объемность и светотень появляется в индийской миниатюре. В этой стране всегда существовал интерес к человеческому образу, поэтому именно здесь появился новый жанр в подобном искусстве – это создание портретных миниатюр. При этом все чаще и чаще индийские мастера стали изображать мифологические сюжеты.

Прикладное искусство мусульман

Прикладное искусство народов Востока также известно всему миру. Разнообразные декоративные изделия создавали мусульмане на протяжении всей истории ислама. Страны Северной Африки могут похвастаться керамикой с золотистым металлическим блеском, различными изделиями из металла, которые отделаны в стиле чеканки.

А предметы из слоновой кости и ценных пород дерева могут поразить своей оригинальностью многих ценителей искусства Востока. Кроме того, изготовление прекрасных тканей, таких как парча и муслин, также являются предметом восхищения.

А в Испании, где хозяйничали мавры, для украшений дворцов правителей создали новый тип красивой утвари – огромные альгамбрские вазы.

По форме они напоминали яйцо, но при этом к низу сужались, а по бокам у них были расположены плоские ручки. Они были отделаны своеобразным орнаментом, что послужило тому, что их стали считать отдельным предметом мусульманского искусства.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Красота архитектуры и искусства Ислама ▲