АвторТворчествоПубликацииКонтакты
Гротеск – тайна в карикатуреСмешное убиваетФранцузская поговорка

Комичный, но не шутка, трагичный, но не драма, причудливый и фантастический, но не сказка, включающий все эти черты, что это?

Такую загадку можно было бы задать, говоря об одном виде художественной образности. Известный всем, загадочный, тайный, порой страшный, но непременно влекущий Гротеск.

Каждый несомненно сталкивался в своей жизни с причудливыми гравюрами средневековья, которые уносят нас в непонятный мир фантастического и контрастного, где цветок может перевоплотиться в человеческое тело, а животные могут совмещать в себе черты каких угодно существ.

Гротеск – тайна в карикатуре

Каждый также знаком с величественными и устрашающими готическими архитектурными шедеврами, которые увенчаны гротескными скульптурными существами и орнаментами.

В конце концов, кто не знаком в великими литературными произведениями  Н.В. Гоголя, Ф. Кафки, Дж. Свифта, М.А. Булгакова и многих других известных авторов, которые уводят в своих произведениях в тайный и загадочный гротескный мир.

Гротеск - вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры.

История  гротеска

Гротеск – тайна в карикатуре

Слово «гротеск» буквально переводиться с французского как «гротовый», т.е. находящийся в гроте. Само французское слово grotesgue берет свое начало в латинском crypta, которое переводится как «скрытый» или «подземный».

Понятие гротеска появилось приблизительно в XIV веке благодаря художникам эпохи Возрождения. Которые назвали так удивительные и крайне непривычные по своему художественному решению фрески и скульптуры, найденные при раскопках Золотого Дворца, построенного Нероном в 64 году до н.э.

Гротеск – тайна в карикатуре

Фрески и орнаменты находились в подземных лабиринтах и состояли из фантастического синтеза растений, животных и человеческих образов, которые рождали невиданные доселе образы.

Возвращение и расцвет гротеска происходил неоднократно. Впервые он начал активно использоваться в эпоху античности в настенных орнаментах и фресках.

Но по истечению некоторого времени был забыт вплоть до эпохи Возрождения, когда писатели и художники вдохновившись искусством древних греков активно использовали гротеск в своих произведениях.

Гротеск – тайна в карикатуреСтараясь поддержать Сарказма,
Гротеск в причудливых словах
Пытался с Юмором сразиться
Вводя раскатом смеха в страх.
Елена Роговая

Самыми яркими произведениями эпохи Ренессанса выполненными в гротескном стиле стали «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, графика Калло, живопись Босха и Брейгеля.

Основной отличительной чертой гротеска эпохи Возрождения было выражение народной вольности и стихийности в противовес строгим средневековым догматам.

Гротеск в модернизме

«Наиболее «глобальное» культурологическое значение гротеска раскрывается через его отношение к смыслу, утрата или трансформа­ция которого внешне выражается через причудливость и уродливость образа, а внутренне, в плане эмоционально-психического восприятия, порождает сложные реакции, среди которых немалое место отведено страху.»Сергей Юрков Гротеск – тайна в карикатуре

С течением времени и с развитием многочисленных художественных жанров гротеск перестает быть настолько востребованным в живописи.

Сатирические веяния гротеска привлекают к его образам все больше писателей и к началу ХIХ века гротеск переселяется в произведения таких знаменитых реалистов как норе Домье, Чарльза Диккенса, Гоголя, Салтыкова-Щедрина.

С приходом ХХ века гротеск, с его неиссякаемым контрастными и противоречивыми образами не мог остаться в стороне. Модернизм и его вечное желание найти и утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве снова возрождает гротеск и делает его отдельной формой искусства.

Гротеск в искусстве модернизма несколько видоизменяется и теперь несет зрителю заряд абсурдности самой жизни и бесконечные противоречия. Стремление модернизма в изменениям и резкие гротескные формы, соединяясь, рождают отдельную веху в искусстве, которую, в целом, можно сравнить с театром абсурда.

Гротеск – тайна в карикатуре

Гротеск широко используют в своем творчестве художники экспрессионисты и сюрреалисты, такие как Эжен Ионеско, Самуэль Беккет, Сальвадор Дали и многие другие.

Его идеями пронизано все творчество таких мастеров как Кафка, Булгаков, Шагал, Пикассо. Даже театральное и киноискусство обращается к методам гротеска, доказательством чему является творчество Ярослава Гашека, Чарли Чаплина, Бертольда Брехта.

Гротеск современности – подмена понятий Добра и Зла. Так гротеск в модернизме становится целой эпохой в искусстве, где на масштабном пространстве модернизма, с его непрерывным перерождением, происходит и видоизменяется гротескное карнавальное действие, рождающее незабываемые, иллюзорные и крайне контрастные произведения.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Гротеск – тайна в карикатуре ▲