АвторТворчествоПубликацииКонтакты

Искусство средневекового периода достаточно разнообразно по своей направленности. Заключительным этапом развития этой эпохи явился художественный стиль под названием готика. Основа слова взята из итальянского языка – gotico, что в переводе означает «готский». А готы – это название германского племени.

Название сложившемуся стилю в искусстве дали итальянцы. Как и романский, готический стиль развивался под защитой католической церкви. В основу готики закладывалось понятие вечности и соотношение с потусторонними силами.

Шедеврами готической архитекторы признаны несколько известных сооружений в Европе, среди которых Собор Парижской Богоматери во Франции.

Как же произошло, что подобный художественный стиль увидел свет много веков назад?

Истоки зарождения и развития готики во Франции

Северная Франция стала именно той частью Европы, где зародилась готика. И произошло это в XII веке. Расцвет же данный художественный стиль получил в первой половине XIII века. Появлению готики послужило формирование города как отдельной политической и экономической единицы. У жителей таких поселений появились новые потребности.

Готический стиль довольно быстро развивался, что было обусловлено национальным подъемом, который способствовал процессу объединения Франции. Централизованное королевство обзавелось своими собственными символами, которые были выражены в строительстве кардинально новых каменных соборов. Их впоследствии стали называть готическими архитектурными сооружениями.

Собор в Бове необычайно высок и поражает взор интерьером, озаренным светом, льющимся из цветных витражей. Такое же изумление вызывает и просторный собор в Амьене.

Стройные столбы, высоченные арки – все это способствует появлению желания стремиться все выше и выше. В центре располагается главный светлый неф, а по бокам – полутемные. Такое объединение дает живописное сочетание различных архитектурных особенностей. Искусство готических мастеров не перестаёт удивлять своим воображением.

Фасад здания украшается стрельчатыми арками, а также архитектурно-пластическими мотивами. Это и ажурные фронтоны, башенки, завитки и т.д. На консолях располагаются ряды статуй, которые зачастую являются персонажами Священного писания.

Сами статуи наполнены одухотворенной красотой. Искренность и человечность чувства – вот чем проникнуты фигуры на готических сооружениях. Кстати, другие части зданий также украшались статуями, которые представляли собой разных фантастических животных, например, химерами.

Конец XIII – начало XIV века охарактеризовал период строительства соборов во Франции как кризисный. Формы в архитектуре становятся суше, декорировать стали больше, статуям придают одинаковый изгиб, выражение их напоминает слащавых подхалимов. При этом возникают новые художественные формы, появление которых было обусловлено ростом самосознания бюргерства.

Другими словами, знать хотела хоть как-то оставить о себе память будущим поколениям. Что и выразилось в дополнениях собственного происхождения при строительстве зданий в те времена.

С XIV века городские церкви и соборы при монастырях приобрели большее значение как сооружения с равной высотой нефов. Также актуальны стали дворцовые и замковые капеллы. Простота их исполнения дополнялась криволинейными узорами по сводам.

Характерным примером поздней готики является церковь Сен-Маклу в Руане, которая была возведена в период с 1434 по 1470 год. Именно в это время появился новый узор оконных переплетов, который представлял собой языки пламени.

Позже вместо замков начинают строить дворцы и особняки. Скульптура на фасадах храма сменилась алтарем в интерьере. Позднеготический стиль преображается, появляется новый строй образов эмоционального характера. Экзальтированный драматизм – вот на чем стал основываться поздний готический стиль.

Процесс развития готического стиля в других странах Европы

В Германии готика расцвела в седине XIII века. Именно в этой стране очень рано появились зальные церкви, такие как церковь Элизабеткирхе в Марбурге. Строились кирпичные соборы, объемы и конструкции которых были более просты, при этом использовалась узорная кладка.

В Нидерландах готика выразилась в великолепии башен соборов в Антверпене, построенном в XVI веке, и в Мехелене (XV – XVI века). Сложный и богатый декор использовался при строительстве гражданских построек.

Англия, возможно, была прародительницей готического стиля, так как именно здесь возникли предпосылки к его возникновению. Однако исторические события не дали толчка к развитию готики, поэтому на протяжении многих веков такой стиль в стране долго и своеобычно развивался. Внутри сооружений была простота объемов, а вот снаружи поражала сложность узоров на фасаде и сводах.

Испания отличилась великими по размерам соборами, пышно украшенными фасадами и небольшими окнами. Характерной особенностью готической архитектуры стали крупные сводчатые залы, такие как в соборе в Жероне, ширина нефа в котором составляет 24 м.

Итальянская готика тоже довольно своеобразна. Готические элементы включали в храмы, которые были построены в романском стиле, например, собор в Орвието. Такой стиль как готика получил свое развитие при возведении гражданских зданий, которые известны нам под названием ратуш.

Готическая скульптура

Не только архитектура претерпела действие готического стиля. Скульптура приобретает самостоятельность. Фигуры изображаются в трехмерном исполнении. Именно на фасадах зданий размещались скульптуры. Разные сюжеты и тематики персонажей зависели от типа сооружения, на котором они были установлены.

Скульптура приобретает больше реалистических элементов, появляется индивидуальность в изображении. Скульптура становится чем-то живым, так как мастера своего дела изображали в своих произведениях психологические характеристики персонажа.

Примером может служить портреты Наумбургского собора. Анатомические особенности фигур соблюдаются скульпторами до мелочей. А лицам святых придаются человеческие эмоции.

Витраж как объект развития готического стиля

Наравне со скульптурой развивается искусство, связанное с изображениями на стеклах. Живопись готического стиля с ее монументальными особенностями представлена витражом. Оконные проемы стали больше, что послужило основанием придания витражам более оригинального вида.

Количество цветов, которые используются при производстве витражей, увеличивается.

Для изображений используется человеческий образ. Если в XI веке витраж просто использовался как окно для освещения, то уже в XIII веке он считается предметом украшения внутренней части здания.

Готическая книжная миниатюра

Витраж стал источником вдохновения в таком искусстве как создание книжной миниатюры. Не только религиозные издания художникам приходилось иллюстрировать, но и учебники, а также разные светские литературные шедевры.

Книжную миниатюру можно считать достижением готического стиля. Классика сменилась реалистическими изображениями.  Самыми интересными можно считать псалтирь Людовика Святого и псалтирь королевы Ингеборг. И то и другое издание датировано XIII веком.

Поздняя готика также ознаменовалась дальнейшим развитием книжной миниатюры. Признанным мастером того времени являлся Жан Фуке. Именно XV век был тем периодом, когда в изображениях была достигнута высшая точка реализма. Иллюстрации к тексту становятся самостоятельными крошечными картинами.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Готика. Истоки и развитие загадочного стиля ▲