АвторТворчествоПубликацииКонтакты

Стеклодувное ремесло родилось в Киевской Руси на стыке X-XI веков. По стране были рассеяны маленькие мастерские, изготовляющие разнообразную посуду, украшения и разноцветные смальтовые мозаики. Ко второй половине XIX века Россия стала одним из крупнейших производителей стеклянных изделий. Продукция пользовалась спросом не только внутри страны, но и далеко за её пределами.

Золотым фондом стекольной промышленности России стали: Ямбургский (1705 — 1735 гг.) и Жабинский (1717 — 1735 гг.) заводы Меншикова под Петербургом; Усть-Рудицкая фабрика (1753—1768 гг.) учёного М.В. Ло­моносова под Петербургом; заводы купцов Немчиновых в Смоленской губернии (вторая половина XVIII века); фабрика Мальцевых — Гусевская во Владимирской губернии (с 1756 г. по сей день) и Дятьковская в Орловской губернии (с 1790 г. по настоящее время), Милятинский завод графов Орловых в Калужской губернии (1793—1860 гг.) и Никольско-Пестровский Бахметевых в Пензенской губер­нии (с 1764 г. по сей день). Самым лучшим считался Императорский стеклянный завод.

Зелёное стекло

Отдельным пластом стеклянной культуры стали изделия из дешёвого неочищенного стекла. Оно было зелёного цвета и использовалось для производства разнообразной дешёвой утвари для небогатых слоёв населения.

Стеклодувное ремесло древней РусиБлагодаря своей гибкости и податливости, стеклянные изделия превратились в произведения национального славянского искусства. В зелёном природном материале отражались все направления народного творчества: лубочные картинки, роспись керамики и дерева, гончарное ремесло и глиняная фигурная пластика.

В XVIII веке домашняя посуда осталось той же, что и в XVII. По-прежнему на столах стояли фляги, горшки, блюда, штофы, кувшины… Только были они уже не глиняными, а стеклянными.

Посуда изготавливалась методом свободного выдувания, и украшалась лепными жгутами, рельефными нитями и «пуговицами» сразу у печи.

Стеклодувное ремесло древней РусиЧаще всего посуду декорировали яркими эмалевыми узорами, в которых отражалась традиционная русская любовь к краскам и декоративное чутьё. В качестве сюжетов мастера выбирали батальные,  библейские и бытовые сцены, праздничные гуляния и поездки на санях. Есть категория орнаментов, отражающих языческие корни: звери и птицы, ветви с красными ягодами. Они обычно приберегались для праздничной посуды.

Самым популярным образом в росписи был аист или журавль. По языческим поверьям, аист охраняет от нечистой силы, помогает с урожаем, способствует крепкому здоровью и рождению детей. Сосуды, украшенные аистами, обязательно ставили на свадебный стол.

Не менее занимательным пластом в стеклянном искусстве стала посуда в форме птиц и зверей. Предметы полностью сохраняли свою прямую функцию, притом что их «туловище» максимально уподоблялось «прототипу». Ценилась такая посуда несравненно выше, и использовалась на праздниках. Считалась, что она имеет своё значение, идентичное значению «прообраза».

Гравировка

Стеклодувное ремесло древней РусиГравировка стеклянной посуды пришла в Россию из Богемии в конце XVII века. В России гравировку выполняли на бесцветном «царском» стекле торжественных барочных кубков и штофов. Богемская работа подчёркивает тяжеловесность барочного стиля и создаёт ощущение перегруженности. Русская гравировка чудесным образом облегчает и оживляет кубок, ставший ещё более торжественным.

У купечества, духовенства, дворянства и царской семьи, особой любовью пользовались кубки, украшенные дарственной надписью и эмблемами.

Наиболее интересны классические кубки 1780-1800 годов. Они отличаются утончённой декоративностью, сочетающейся с благородной простотой  и рациональной формой.Стеклодувное ремесло древней Руси

Стекло эпохи классицизма характерно принципиально новым видом росписи. Стенки ваз, рюмок и графинов покрыты тонким, чётко выверенным геометрическим узором. Рисунок делался золотом, серебром и эмалью посредством труднейшей техники – «венецианской нити». 

В середине XVIII века М. В. Ломоносов разработал рецептуру широкой палитры красок для стекла. Россия стала первой страной, использовавшей её в сочетании с утончённой серебряно-золотой росписью.

Хрусталь

Стеклодувное ремесло древней Руси

Работы 20-30 годов XIX века сохранили ощущение духовного подъёма победы над Наполеоном. Чему немало способствовало использование нового материала – хрусталя. Возвышенности изделиям из него добавляла игра солнечных лучей в гранях. Благодаря этой черте хрусталь стал материалом для праздничной посуды и монументальных и торжественных предметов  интерьера.

30-90 годы XIX века отличаются многообразием художественных стилей. Отдельно можно выделить изделия в русско-византийском стиле, отличающиеся богатым узором из золота и ярких эмалевых красок, корни которого уходят к древнерусскому искусству X-XIII веков. Не остались незамеченными изделия в псевдорусском стиле. Они копировали и перерабатывали формы и мотивы крестьянского прикладного творчества. Заводы гравировали посуду поговорками, расписывали народными сценками и персонажами.

Наше время

Стеклодувное ремесло древней РусиНа рубеже XIX-XX веков массовая стеклянная посуда стала выпускаться на механизированных линиях. Однако художественное стекло сохранилось и стало более ценным товаром.

В 60-е годы XX века стекло перешагнуло рамки утилитарности. Оно активно взаимодействует с архитектурой, оформляя помещение витражами, мозаиками, декоративными и объёмно-пространственными предметами. Кроме того оно стало самоценным, полностью утратив своё практическое назначение. Что доказывает помещение стекла в выставочный зал.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Стеклодувное ремесло древней Руси ▲