АвторТворчествоПубликацииКонтакты

На защите дипломных проектов в барселонской Провинциальной школе архитектуры председатель комиссии представил Антонио Гауди-и-Корнета следующим образом: «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший». Заносчивый студент ответил: «Похоже, теперь я - архитектор».

Антонио Гауди спроектировал и построил 18 сооружений, из которых 12 в своём любимом городе – Барселоне. Его творения чудесны, загадочны, наполнены глубинным смыслом. Кажется, что они принадлежат другой реальности, настолько искривлены и при этом гармоничны формы, настолько неожиданно буйство красок и фантастичны детали.

Стиль Гауди

Антонио Гауди выработал свой особенный стиль, соединив модерн и традиционную каталонскую культуру. Многие эксперты относят его творчество к стилю каталонского модерна. Пожалуй, это единственное архитектурное направление, особенности которого отчасти совпадают с чертами творчества барселонского архитектора. Но только отчасти.

Антонио Гауди создавал собственную эклектику, посредством смешения архитектурных стилей. Ни один архитектор до него не переносил законы природы на архитектуру. Благодаря этой особенности формы зданий Гауди настолько плавны и текучи и оттого неповторимы. В них нет ни одной прямой линии - ни внутри, ни снаружи.

Каса Висенс

Молодой архитектор впервые получил заказ на строительство жилого дома. Кирпичный и керамический промышленник, Мануэль Висенс предоставил ему полную свободу действий на крохотном клочке земли в 0,1 га. И здесь гениальность и фантазия Гауди проявились во всем блеске и сделали его самым модным архитектором Каталонии.

На 0,1 га он построил мавританский особняк с круглыми башнями по бокам, отделанный керамическими плитками, и окружённый садом. Здание получилось праздничным и ярким, чему немало способствовал шахматный декор и украшения в виде ягод, шишек, листьев.

Интерьер дома оставляет незабываемые впечатления. Дверные проёмы расписаны листьями и цаплями, а с потолка столовой свисает спелая вишня из раскрашенной лепнины. И, наконец, главная мистификация – барочный псевдокупол на абсолютно плоском потолке.

В 1925 году Каса Висенс был признан лучшим сооружением года.

Дом Батло. Дом Костей

Квартал, в котором находится здание,  в народе получил название «Яблоко раздора». На одной улице стоят, прижавшись друг другу творения самых знаменитых каталонских архитекторов. Антонио Гауди проектировал и строил дом для текстильного фабриканта Хосе Батло Касановаса.

В Барселоне здание известно как «Дом костей» или «Дом с масками». Оба  названия одинаково точно отражают его суть.

Название «Дом из костей» было дано из-за колонн в виде костей и балконов, напоминающих человеческие черепа. Казалось бы, должно получиться что-то мрачное и отталкивающее, но нет. Великий архитектор умудрился сделать здание весёлым и карнавальным. Фасад покрыт радужной мозаикой из битой керамики. Под утренними солнечными лучами дом играет и переливается всеми цветами.  Крыша похожа на колпак Арлекина, а жуткие балконы-черепа видятся карнавальными масками.

Словно большое неведомое чудовище из другого мира здание бугрится, перетекает из одной плоскости в другую. В нём нет ни одной прямой линии, только волны, из-за которых дом выглядит живым. Это и есть неповторимый стиль Антони Гауди – ничего статичного и мёртвого, только жизнь и движение.

Каса Мило. Каменоломня

Как этот дом только не обзывали барселонцы: каменоломня, питомник змей, осиное гнездо, железнодорожная катастрофа, депо для дирижабля. Все эти определения верны. Суровое массивное здание будто вырастает из-под земли. Такое ощущение, что над скалой потрудились внешние силы - океанская волна, трудолюбивые насекомые, может быть даже огненная лава.

Перед Антонио Гауди стояла задача – построить современный и удобный жилой дом. С задачей он справился, только вот жильцы отказывались в нём жить, опасаясь стать посмешищем.

Парк Гуэль

Начав работу над парком в 1900 году под покровительством барселонского мецената графа Гуэль, архитектор создал самое фантастичное творение.

Граф Гуэль хотел построить квартал-сад по английскому подобию, продав участки земли богатым горожанам под дома. Обустройство же территории поручил Гауди. Предполагалось, что между утопающих в зелени особняков будут виться тропинки, журчать фонтаны, виднеться гроты, и беседки.

В результате архитектор создал страну Чудес, вход в которую проходит через сказочные ворота и павильоны. В основе планировки парка лежит сжатая пружина – серпантином вьются крутые лестницы и извилистые дорожки.

Любимым местом детей в парке стал бассейн с драконом и змеёй. Популярным ритуалом посетителей парка стало сидение на скамье-змее, покрытой разноцветной переливающейся керамикой. Если  присмотреться чуть внимательнее, то становятся различимы волшебные символы, формулы, слова молитв, числа, мозаичные картинки. Что означает этот ребус – никто не знает. Зато как интересно его разгадывать!

По воспоминаниям подрядчика, чтобы получить самую удобную форму сидений, Гауди приказал рабочим раздеться и усесться поудобнее на свежий раствор.

Собор Саграда Фамилия

Несмотря на нелюбовь барселонских властей, в 1884 году Антонио Гауди поручили закончить строительство Собора «Святого Семейства».  Начиная с 1910 года, архитектор жил только этим проектом. Он умер, так и не закончив собор, в 1926 году.

«Саграда Фамилия» стал лебединой песней мастера. Собор поражает масштабностью мысли и великолепием исполнения.

Высота храма – 45 метров, длина – 110 метров. Три входа, 5 продольных нефов и 3 поперечных, крытая галерея кольцом охватывает собор.

Каждый элемент «Святого Семейства» наполнен религиозным и философским смыслами. 12 башен по числу апостолов, где центральная с крестом – символ жертвы Христа, 4 колокола – по числу евангелистов, 2 шпиля по 170 метров в честь Иисуса и Богоматери.

При жизни архитектор успел построить только западный фасад, посвящённый Рождеству. Неоконченными  остались восточный и южный, посвящённые Страстям Господним и Вознесению.

Фасад Рождества настолько совершенен, что его выделяют в отдельное здание. Каждый персонаж фасада срисован с реальных людей: Иуда – сторож-алкоголик, царь Давид – штукатур, Понтий Пилат – козопас, младенец Иисус – внук одного из строителей, осёл – ослик, принадлежащий старьёвщику.

Внутреннее пространство поражает не менее. Гауди задумал сделать его садом: колонны – платаны, чьи устремлённые в небо ветви смыкаются, образуя купол, сквозь который видны звёзды. Помещение спроектировано так, что колокола звучат как мощный орган, а завывания ветра напоминают пение хора.

Поклонники таланта

К творчеству Гауди невозможно отнестись равнодушно. Современники и восхищались им и ненавидели, считая уродством архитектуры. Однако сегодня оно заслужило признание и любовь, поставив его мастера в один ряд с Пабло Пикассо и Сальвадором Дали.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Антонио Гауди. Гений или сумасшедший? ▲