АвторТворчествоПубликацииКонтакты

Будущее глазами Нормана Бела Геддеса

Норманн Бел Геддес (1893-1958) – выдающийся дизайнер-футуролог. Несмотря на то, что родился он в позапрошлом веке, даже «с высоты» нового тысячелетия его работы поражают. При жизни ему не раз приходилось слышать упреки об утопичности, нерациональности и невозможности его идей. Хотя столько же было и восторженных отзывов. Так или иначе, время рассудило по-своему: часть идей Геддеса так и остались на бумаге, а значительная часть из области дизайнерских пророчеств стала настоящим.

Да будет свет!

После очень непростого детства (начало ХХ века было не лучшим временем для США с точки зрения уровня жизни, да и с других точек зрения тоже) Геддес начинает как театральный осветитель. Сейчас работа светотехника – это множество нюансов и впечатляющие технические возможности. Во времена юности Норманна задача светотехника заключалась в том, «чтобы актеров было видно». И вот тут проявляется то, что в последствие сделает его знаменитым – его любовь к изобретению нового и смелость воплощать идеи. Он придумывает располагать театральные прожекторы на разных уровнях, чтобы цвета их смешивались, и освещение было более сложным и выразительным. Сначала его идеи, как и все радикально новаторское, вызывают возмущение. Но позже театральные постановщики доверяются его вкусу. На счету Геддеса около двух сотен "освещенных" спектаклей.

Капельку фантазии…

Достаточно быстро Норман Геддес уходит из театра и становится промдизайнером. Он проектирует все, начиная от чайников, заканчивая зданиями фабрик и самолетами… Все его работы объединяются одной идеей, которую можно было бы назвать навязчивой, если бы она не стала столь популярной позднее. Геддесу мечталось модернизировать форму предметов с точки зрения аэродинамики, особенно это касалось машин.

Мысли о такой новой форме уже витали в воздухе, но Геддес первым использует их последовательно. Он предлагает оптимальную с аэродинамической точки зрения и симпатичную с эстетической – обтекаемую форму. Или форму капли. Он создает каплевидные автомобили и автобусы. Придумывает паровозы. Надо отдать должное – Геддес не был просто чудаком-мечтателем: все его работы подкреплялись чертежами, расчетами, заключениями инженеров и могли бы быть воплощены, если бы не Великая Депрессия в американской экономике, если бы не пугающая оригинальность проектов, если бы не все остальные «но». Хотя множество идей Геддеса в итоге воплотились в той или иной форме… Но об этом позже.

Летающий корабль Геддеса

Апогеем творчества Нормана Геддеса в области дизайна машин стал воздушный лайнер. Сложно поверить, что все это придумал обычный человек в начале 1930-х годов. Для работы над лайнером Геддес пригласил Отто Келлера – профессионального проектировщика воздушных аппаратов, вместе они продумали все: от дизайна до расходов и времени окупаемости. Результат впечатляет. Воздушное судно, рассчитанное на 600 пассажиров и 155 членов экипажа, состояло из нескольких «палуб».

Потолки в главном зале были 11 метров, общая мощность – 38 тысяч лошадиных сил, максимальная скорость полета – 240 км/час. Лайнер был предназначен для воздушного сообщения Чикаго-Лондон. Очевидно, что по времени путешествие было бы намного удобнее аналогичного водного круиза.

После Титаника, затонувшего в 1912 году, к масштабным проектам относились с опаской. Так что Геддес предусмотрел 6 сменных двигателей на борту (всего их было 20), которые можно было сменить в полете в течение считанных минут. Усилия, потраченные на безопасность, впечатляли не меньше, чем усилия, потраченный на комфорт и шик. Чего стоят только два небольших гидропалана на борту и маленькая железная дорога, с помощью которой предлагалось быстро менять удаленные двигатели в случае форс-мажора. Геддес посчитал, что на его лайнер нужно 9 млн. долларов, в то время как на постройку большого морского корабля потребовалось бы по тем временам 60 млн. долларов. Окупилось бы все за три года. Тем не менее, как раз в это время экономика приходит в упадок и о таком проекте не приходится и мечтать. Но все же 4 теннисных корта, парикмахерские, салоны, гидропланы и маленькая железная дорога на борту авиалайнера… В 1932-м году! Пусть даже только в проекте.

Футурама

Казалось бы, что может быть масштабнее авиалайнера Геддеса? Футурама Геддеса. В 1939 году для павильона Дженерал Моторз на выставке в Нью-Йорке Геддес создает макет города будущего. Это была не просто «панорама в футуристическом стиле». Полмиллиона зданий, миллион деревьев, 50 тысяч автомобилей, 10 тысяч из которых двигались! И вновь Норман Геддес подошел со всей серьезностью в создаваемому проекту: он обратился к специалистам, исследующим дорожное и движение и факторы аварийности. И, как ему казалось, устранил часть из них. Он разнес на разные уровни дорожки для пешеходов и для машин: пешеходные тротуары были подняты на уровень выше. Потом изобрел многополосные магистрали с разделителями и много чего еще. Посетители выставки были под большим впечатлением от масштабом макета. На выходе им раздавали значки с надписью «Я видел будущее».

Чем все закончилось?

Пусть самые масштабные идеи вроде лайнера не были воплощены в реальность, тем не менее, мы обязаны Геддесу намного больше, чем кажется. Что же реального придумал футуродизайнер Норман Бел Геддес? Во-первых, он создал немало предметов быта. Обтекаемые чайники и все такое. Каплевидные машины Геддеса тоже только кажутся такими фантастическими. На основе части его идей и эскизов выпустили авто «Линкольн Зефир». И кстати всем известный «Жук» тоже «несколькими лапками» стоит на проектах Геддеса. Футурама привела к тому, что в ХХІ в Шанхае создали подобный по масштабу проект города – на нем отображалось все, что есть, и все, что планируется построить.

А вот «многоуровневость» Города Будущего легла в основу идей о «Sky Farm» - воздушных фермах, которые можно было бы устанавливать в городах, таким образом сокращая затраты на перевозку сельхоз продукции из далеких пригородов. Воздушные фермы – всего лишь проект, своеобразный «дизайн будущего»… Что-то напоминает. Вот так то, что было будущим в 1930-х, стало будущим для 2000-х. Что ж, и так бывает, – значит, идеи Геддеса заслуживают внимания.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Норман Бел Геддес: дизайнер будущего из далекого прошлого ▲