АвторТворчествоПубликацииКонтакты
Флюксус – прародитель современного перформанса"Флюксус – это не момент истории и не направление в искусстве, это способ делания вещей, традиция, образ жизни и смерти" Дик Хиггинс.

В середине ХХ века мастера разнообразных видов искусств по всему миру начинали задаваться, в конечном итоге, одной и той же целью – стереть и расширить границы пролегающие между искусством и жизнью, отойти от коммерческой и критической стороны искусства и взглянуть на возможности, которые лежат перед любым человеком в собственной творческой реализации. Флюксус – прародитель современного перформанса

Невероятное количество молодых художников и поэтов создавали и пробовали новые, противоречивые, авангардные течения и направления в искусстве.

Это время было невероятно насыщенным периодом экспериментов и проб, в результате которых современное искусство приобрело именно такие черты и свободы, которые имеет сейчас.

Не исключением, а пожалуй одним из законодателей новых идей, стало европейское арт-движение «Флюксус», которому в результате удалось достичь поставленные цели освобождения от стандартов и рамок, которое, несмотря на свою недолгую продолжительность, оставило неоценимый вклад  в современное искусство, став идолом и пророком для современных перформансов, хеппенингов и различных инсталляций.

Начало потока

Само название движения «Флюксус» в переводе с латинского и английского имеет один и тот же смысл, и обозначает «поток, течение», чему придавалось большое значение, поскольку это слово, по мнению участников движения как нельзя лучше отражало принципы «Флюксуса».

Флюксус – прародитель современного перформанса

Сами же принципы были разнообразны и порой громогласны, но в общем смысле заключались в объединении различных художественных способов, техник, течений искусства в одном мощном и спонтанном потоке.

Само арт-движение зародилось с начала 50-х годов, однко полностью оформилось лишь к началу 60-х. В этот период художники Германии, Японии и Великобритании создают яркие произведения, связанные общим настроением и целями, но не объединенные одним течением.

Официальным временем рождения «Флюксус» считается 1961 год, а его основателем Джордж Маккинас.

"Флюксус – это смесь водевиля, вранья, детских игр и Дюшана" Джордж Маккинас. Флюксус – прародитель современного перформанса

Лидером и активным деятелем «Флюксуса» являлся Маккинас, который был первым человеком, объединившим всех художников «нового веяния» под одним названием.

Случилось это в том самом 1961 году, когда Маккинас учредив акцию по продаже билетов на организованную им выставку, заявив, что собранные средства буду т пущены на создание и издание журнала «Флюксус».

Впоследствии Джорджу Маккинасу удалось объединить множество продвинутых и авангардных художников и деятелей искусства, начав отсчет масштабной деятельности нового официального арт-движения «Флюксус».

Содержание нового искусства или 10 правил против рамок

«Флюксус» – это НЕ профессионализм, НЕ производство, пусть даже предметов искусства. «Флюксус» – это акция: поставить вазу с цветами на пианино.»Бен Вотье Само рождение движения «Флюксус» наполнено случайностью и экспромтом, денег на издание журнала не хватало и было решено организовывать фестивальные мероприятия с  участием всех заинтересованных художников.

Таким образом деньги были получены, а журнал больше не издавался, поскольку художники были объединены, а основная форма деятельности, такая как живое выступление, была найдена. Флюксус – прародитель современного перформанса

После этого деятельность «Флюксуса» приобрела вид сплошного перформанса

Эти зачастую абсурдические и шокирующие действия, у которых не было ограничений не в способах подачи, ни в месте проведения, оставляли зрителей наедине со своим шоком и вопросами.

Художники дарили зрителям полноценное некоммерческое действие, которое рождалось на их глазах и тут же умирало, при чем со временем участие самых зрителей в перформансах стало визитной карточкой любого мероприятия «Флюксуса».

Все внимание мастеров «Флюксуса» было обращено к повседневным вещам, всеми доступными им способами, они стремились показать простые и привычные всем вещи и ситуации из жизни каждого как совершенно уникальное и неповторимое произведение искусства. Любой шум мог стать музыкой, любая мелочь, типа спичечного коробка могла наполниться глубоким смыслом.

Флюксус – прародитель современного перформансаИз манифеста Маккинаса: "Очистить мир от буржуазной тошнотины, интеллектуальной, профессиональной и коммерческой культуры! Очистить мир от мертвого, искусственного, абстрактного искусства! Бороться за революционный поток и порядок в искусстве, развивать жизненное искусство, антиискусство! Создавать реальность, которая не будет полностью заграбастана критиками, дилетантами и профессионалами! Сплавлять культурные, социальные и политические революции в единую акцию!"

Стремясь максимально отойти от привычного искусства с его пороками, арт-движение полностью отвергает любые формы и правила, авторство и признание, на первое место ставя саму идею.

Только она, по мнению «флюкчан», важна в самом процессе творчества. «Флюксус» открывает двери перед всеми, кто желает донести мысль и идею, наполнить что-то смыслом и показать другую сторону реальности.

В этих порывах «Флюксус» приобретает черты сатиры, сарказма, порой позволяет себе хулиганство. Именно в таком состоянии мастера могли освободить для себя большее поле деятельности, шутки и несерьезное поведение.

Превращали весь процесс творчества в сплошной эксперимент, открывающий художнику мир спонтанности и новых открытий.

Участники арт-движения будущего

Флюксус – прародитель современного перформанса

Во «Флюксус» входили одни из самых знаковых художников ХХ века, каждый из которых наполнял деятельность движения своим собственным неповторимым почерком, а для многих сам «Флюксус» был школой и серьезным опытом.

«Флюкчанами» в свое время были Вольф Фостель, Джордж Мацюнас, Роберт Филью, Джордж Брехт, Бен Вотрие, Йоко Оно, Генри Флинт, Роберт Уотс и многие другие мировые величины в мире искусства.

«Флюксус» - это АНТИискусство, отказ от "Я", это вообще НЕ искусство.»Бен Вотье

Одной из самый заметных персон в мире «Флюксуса» являлся Джон Кейдж. Он не только активно участвовал в жизни движения, но и читал лекции и семинары в Новой школе исследований в Нью-Йорке, которые посещали будущие знаменитые художники.

На своих лекциях он обращался к поиску первым делом личных приемов и целей, и так он доносил до подрастающего поколения основные принципы новых веяний в искусстве.

Флюксус – прародитель современного перформанса

Несмотря на широкую деятельность и большое распространение, «Флюксус» просуществовал лишь вплоть до 70-х годов.

Быть может культура абсурда не может так долго удивлять, а быть может движение достигло своего, дав начало новым приемам и течениям, основной целью которых стало обращение к искусству самой жизни в самых ее непредсказуемых выражениях.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Флюксус – прародитель современного перформанса ▲