АвторТворчествоПубликацииКонтакты
В 1991 году на одной из улиц Москвы появился новый театр – театр «Новая опера». Прошло много лет, но и сегодня можно услышать совершенно разные отзывы о постановках этого театра, в чем же дело? А дело в том, что актерский состав и директор этого театра совершенно по-новому взглянули на жанр оперы.

Евгений колобов – кто он?

Евгений Колобов – основатель и руководитель театра «Новая опера». Имя этого человека известно не только в театрах Москвы, но и в других городах России. Екатеринбургский академический театр оперы и балета имени А. В. Луначарского, Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича - Данченко – и это далеко не весь список театров, где работал Евгений Колобов. Но ни в одном из них он не проработал долгое время.

Не смотря на то, что получил хорошее академическое музыкальное образование (Хоровое училище при Ленинградской капелле имени М. И. Глинки, Уральская консерватория), классическое видение и трактовка произведений ненадолго задержались в его сознании. Необычными трактовками и постановками – вот чем отличается театр «Новая опера».

Театр «Новая опера»

На протяжении многих лет коллектив театра «Новая опера» отличал постоянный творческий поиск. Для Евгения Колобова никогда не были примером прошлые постановки того или иного спектакля – он стремился показать свое виденье сюжета. «Большой и Мариинский театры меня не интересуют. Они живут своей историей, охраняют традиции. А я сам традиции создаю и сам их разрушаю. Помните, как говорил Анатолий Эфрос? Пусть приходят не на Чехова, а на то, как я, Эфрос, понимаю Чехова. Я тоже хочу, чтобы шли на то, как Колобов и его коллеги понимают Глинку, Чайковского, Каталани. На то, что нам дорого в этой музыке». Репертуар театра разнообразен и включает в себя как шедевры оперной классики, так и произведения, которые еще никогда не ставились на сцене российских театров.

Кроме оперных спектаклей в театре «Новая опера» постоянно проходят вечера симфонической и камерной музыки. На сцене этого театра выступают дирижеры и солисты с мировыми именами. Труппа театра так же не ограничивается родной сценой – оперы в ее постановках видели в Германии, Италии, США, Испании, Португалии, Франции, а так же во многих Российских городах.

Новое в театре Евгения Колобова

Мало какой спектакль Евгения Колобова был поставлен в соответствии со всеми театральными нормами. Он смело играет со структурой оперы. Так, например, очень часто в его постановках увертюра звучит в конце спектакля. Сам дирижер объяснял это тем, что материал увертюры снижает интерес зрителя к тому, что происходит на сцене. А снижает она этот интерес тем, что, как правило, в ней звучат все основные темы, в ней может быть показан и основной конфликт и его развязка, таким образом, зрителю в ходе спектакля остается только сверять – достоверны его предположения после прослушанной увертюры или нет.

Высокие требования Колобов предъявлял и к солистам - для него они были не просто участники оркестра, а актеры, перед которыми так же ставились задачи. Часто в постановках дирижер рассаживал свой оркестр прямо на сцене и принимал активное участие в действии: музыканты не только играли, но и ходили по сцене, вставляли свои реплики. Очень часто в спектаклях Евгения Колобова можно наблюдать такое явление, что оркестр располагается не на положенном ему месте – оркестровой яме, а где-нибудь в другом месте. Так на одном из спектаклей струнная группа оркестра была размещена в портере. Такие изменения в рассадке оркестра вызваны поисками дирижера новых звуковых эффектов, он стремился к тому, чтобы как можно больше завлечь зрителя в происходящее на сцене, помогало ему в этом и такое акустическое решение.

Требовательный дирижер и руководитель

Евгений Колобов очень часто подчеркивал тот факт, что чистое озвучивание нот - это не есть музыка. Он говорил о том, что сыграть или спеть чисто нотный текст – это всего лишь работа, которую должен хорошо выполнять каждый музыкант. Колобов отмечал, что большинство музыкантов остаются довольны тем моментом, что коллектив играет вместе и чисто. А ведь это (по словам дирижера) всего лишь подготовленная почва для создания музыки, но все почему-то на этом этапе и останавливаются, считая, что с поставленной задачей они справились.

Требователен Евгений Колобов был и к певцам - он сам работал с ними над ролями.

«Я считаю, что у певцов крупный план – это пиано. А у нас орут. Прихожу в Большой театр, объясняются Ольга с Ленским – сидят рядом и орут. Что они, глухие? Они голос показывают. В книжке Бориса Хайкина написано, чем музыкант отличается от певца – плохого. Если я скажу скрипачу: «У вас чудесная скрипка, но вы плохой музыкант», - он будет расстроен. А если я скажу певцу, что он плохой музыкант, но голос потрясающий – певец будет счастлив».

Гастроли театра

Гастрольные поездки в театре Евгения Колобова частые. За границу, по словам самого дирижера, труппа ездит только потому, что там можно хорошо заработать. Но более охотно они выступают перед русскими зрителями.

Если изучить те места, где ставил свои постановки театр «Новая опера», то можно легко заметить в этом списке большое количество городков с очень маленьким количеством жителей. Сам Колобов такую свою позицию объяснял тем, что любой человек должен соприкоснуться с искусством, а лишать его этого только потому, что ему приходится жить в том месте, где нет ни театров, ни концертных залов было бы не справедливо.

Именно такую публику дирижер называет настоящей. По его словам, очень часто на спектаклях в городах, где культурная жизнь бурлит, создается впечатление, что зритель состоит из тех, кто просто зашел в зал для того, чтобы переждать на улице дождь. Совсем другая обстановка там, где люди не избалованы этим: там и искренние слезы, и искренний смех, и искреннее переживание за героев. «Искусство начинается за озвученными нотами. К сожалению, я слышу музыку. К сожалению, потому что она у меня там, внутри. И так, как я ее там слышу, я все равно не услышу никогда. В этом – трагизм профессии дирижера».


ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Евгений Колобов: «Даже устоявшиеся традиции можно нарушать» ▲