АвторТворчествоПубликацииКонтакты
Мастер и Маргарита глазами иллюстраторов Иллюстрация к художественной литературе – один из интереснейших жанров визуального искусства. Если рисунок – воплощение образа, возникшего в сознании художника, то перед иллюстратором стоит множество более сложных задач. Нужно изобразить персонажей или сцены книги, учитывая несколько факторов. Каков их характер? Какими их видел автор? А какими их видят читатели? А еще техническая сторона иллюстрации, а еще традиционные требования к произведению живописного искусства (композиция, цвет, форма). Очень непросто. Возможно, поэтому иллюстраций к классическим произведениям, которые запомнились, стали бы узнаваемыми не так много. Все еще более усложняется, если речь идет о непростом произведении… Например, о «Мастере и Маргарите». Роман Булгакова, окутанный множеством тайн и суеверий, переживший десятки экранизаций и постановок и все же оставшийся сплошной тайной, неприступной крепостью, которую пытаются «завоевать» сотни режиссеров, театральных постановщиков и, конечно, иллюстраторов. Текст «Мастера и Маргариты» был издан сотни раз в разное время и разными издательствами, но только некоторые иллюстрации запомнились и вошли в историю.

Акварели Геннадия Калиновского

Мастер и Маргарита глазами иллюстраторов Геннадий Калиновский (1929-2006) – классик книжной иллюстрации советского времени. Его иллюстрации к «Алисе в стране чудес» стали буквально классикой. «Вини Пух и все-все-все», «Мэри Поппинс» и «Путешествия Гулливера», украшенные работами Калиновского, тоже заняли свое место в истории отечественной иллюстрации, да и в сердцах читателей. И вот художник, которому так гениально удавались детские сказки, берется за вовсе недетскую книгу. И тут иллюстрации Геннадия Владимировича оказываются на высоте. На первый взгляд, очень неожиданные, совсем неожиданные, они все же не могут не задеть. Акварели (все субъективно, но вроде бы «Мастер и Маргарита» по духу меньше всего ассоциируется с акварелью…), чистые цвета, яркость. Мастер и Маргарита глазами иллюстраторов Это тот случай, когда художник делает то, чего меньше всего от него ожидали, – и оказывается прав. Видение Калиновского может не совпадать с образом читателя, но в безусловной талантливости и точности настроения, образов, эмоций его работам не откажешь. За иллюстрации к роману Булгакова Геннадий Калиновский получает гран-при «Книги года 2002» в номинации Художник-иллюстратор.

Модерн от Павла Оринянского

Мастер и Маргарита глазами иллюстраторов Павел Оринянский – современный художник, дизайнер и сценограф. Успех его выставки «Мистика в графике», где были представлены иллюстрации к Гоголю, Пушкину и Булгакову, вдохновил художника к новым работам над «Мастером и Маргаритой». Мастер и Маргарита глазами иллюстраторов Работы Оринянского заслуживают особого внимания благодаря стилю. Во всех своих проектах он придерживается стиля модерн (это касается практически всего – от дизайна диванов до иллюстраций к книгам). Один из немногих художников, работающих сейчас в рамках модерна, своеобразный последний из могикан, Оринянский завоевал большую популярность. Все работы Оринянского тщательно проработаны и продуманы. Многим они кажутся слишком витиеватыми и «узорчатыми», а значит, не соответствующими духу «Мастера и Маргариты». Всё, опять же, очень субъективно и спорно. Глядя на работы Оринянского, почему-то постоянно вспоминаются карты Таро – чем-то настойчиво похожи на них его цветные иллюстрации. Хотя роман Булгакова – произведение крайне мистическое, так что ассоциация не кажется неуместной.

Трагическая история Нади Рушевой

Творчество Нади Рушевой заслуживает отдельных статей или книги. За свою жизнь девочка успела провести 15 выставок своих рисунков и графики. А прожила Надя Рушева (1952-1969) – всего семнадцать лет… Ребенок без преувеличения гениальный, Надя начала рисовать чуть ли не с пеленок. Уже в младшей школе она создавала искренние и простые, но очень эмоционально насыщенные иллюстрации к любимым произведениям. Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите», которые девочка нарисовала в возрасте двенадцати лет, покорили многих людей. В частности, их высоко оценил академик Д. Лихачев (буквально гуру русского литературоведения) и жена Булгакова. Мастер и Маргарита глазами иллюстраторов Да, в иллюстрациях Нади нет ничего очень сложного, но есть удивительная точность восприятие, понимание человеческой души. «Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа….» - написал Д. Лихачев о творчестве Нади. Посмертно прошло более 160 выставок ее рисунков, ее именем названа школа, в которой она училась, и – по инициативе советского астронома – открытая в 1982 году малая планета.


ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Мастер и Маргарита глазами иллюстраторов ▲