АвторТворчествоПубликацииКонтакты
Бонсэки – искусство на подносе

Минимализм как просветление

Искусство Японии всегда уходило своими корнями в религиозную философию. Как говорят «восток – дело тонкое», и это несомненно так.Принципы японского искусства обусловленные буддийской философией, призывают к глубокому покою и умиротворению человеческой души. Бонсай, оригами, сады камней, хокку, икебаны, чайная церемония, каллиграфия и так далее – все призвано творить в невероятном покое и концентрации в течении длительного времени. Неудивительно, что японская культура отличается особым минимализмом, который погружает творца в особые состояния сосредоточения на одном деле.

Бонсэки – искусство на подносе

Уходящая в далекую древность, культура Японии хранит свои секреты испокон веков неизменными. Натуральность материалов является еще одним характерным признаком японского искусства.

Особое отношение японцев к камням будто оживляет эти материалы, а невероятно тонкое и чувственное отношением к деталям еще раз напоминает о том, что  из деталей происходит общее, из этих самых деталей ткется великое полотно реальности.

Одним из таких видов японского искусства является древняя техника создания пейзажей – Бонсэки.

Пейзажи на подносе

Бонсэки – искусство на подносеБонсэки – художественная техника создания минималистических пейзажей на спецальном плоском поддоне. Дословно «бонсэки» переводится как «поднос-камень». Техника является одной из разновидностей японского сада камней, и ей насчитывается около двух тысяч лет.

Пейзажи невероятной красоты и точности настолько достоверны, что при рассмотрении создается впечатление оживающего микро мира. Только невероятное мастерство и внутренняя гармония творца может создать подобный шедевр.

Примечательно и то, что эти чрезмерные миниатюрные картины временны, на их тонкое устройство может повлиять даже неаккуратное дыхание. Это еще раз возвращает нас к религиозной философии, напоминая о том, что даже самое совершенное творение временно и непостоянно. Бушует морской простор!
Далеко, до острова Садо,
Стелится Млечный Путь.
Произведения бонсэки являются трехмерными картинами, поскольку материалами для создания этих произведений служат природные камни и песок разного размера.

Материалы для бонсэки принято разделять по размеру на девять групп. Может показаться, что такое внимание к выбору песка и камней излишне придирчиво, но если рассмотреть и проникнуться этими удивительными творениями, сложной тонкой текстурой песка, которая создает поистине реалистические пейзажи  - становится понятным столь тщательный подход к выбору материалов. Бонсэки – искусство на подносеВот выплыла луна,
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашен
Подносы тоже имеют разную форму и выбираются в зависимости от пейзажа. Инструменты, как, впрочем, и все остальные используемые материалы, крайне просты и доступны в использовании, все имеют природное происхождение. Инструментами могут являться перья птиц, лопатки, ситечки или льняные венчики.

Бонсэки – искусство на подносе

Также существуют специальные ящики для хранения инструментов и песка, они имеют небольшие размеры и большое количество специальных отделений, ящики очень удобны в транспортировке.

Родом из Китая

История появления этого удивительного трехмерного искусства тоже удивительна и уходит своими корнями в Китай.

Более двух тысяч лет назад китайских император Ши Хуан-ти задался целью больше узнать о своей великой стране. Но путешествовать самому казалось невозможным, поскольку это шло вразрез с императорскими делами. Поэтому при дворе была создана специальная группа образованных людей, которые были направлены во все провинции Китая, для того чтобы изучить ландшафты и быт жителей Китая.

Император в свою очередь велел подготовить специальную мраморную площадку для будущей минимизированной инсталляции своего государства. Приказ Ши Хуан-ти был в точности исполнен и по возвращении путешественников, в имении императора был создан уменьшенный макет Китая, по которому он любил прогуливаться каждое утро. Бонсэки – искусство на подносеНа высокой насыпи - сосны,
А меж ними вишни сквозят, и дворец
В глубине цветущих деревьев...
Эти макеты, называемые в то время «пенжины», не могли не войти в моду. Но как они оказались в Японии?

В VII веке ко двору японской императрицы Суйко прибыло китайское посольство и среди многочисленных даров были и пенжины. Такие тонкие и невероятные произведения не могли не прийтись по вкусу японскому стилю и философии. С течением времени, немного видоизменяясь они целиком прижились и стали неотъемлемой частью японской культуры.

Именно Япония поистине оценила и возвеличила этот удивительный вид искусства. Бонсэки являются произведениями искусства, которые всячески отражают всю многовековую культуру Японии. Техники передаются по наследству и существует много специальных школ. Сегодня около 10000 японцев продолжают традицию бонсэки.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Бонсэки – искусство на подносе ▲