АвторТворчествоПубликацииКонтакты

Стиль барокко получил свое развитие в конце XVI века в Италии. И до начала XVIII века он главенствовал в Европе. Барокко стал воплощением новых представлений о единстве, многообразии и безграничности мира. Интерес к реальности и природной стихии, представления о вечной изменчивости мира, а также о его драматической сложности легло в основу стиля барокко.

На протяжении истории в термин «барокко» вкладывались разные понятия. Если раньше он являлся отображением абсурда и нелепицы, то в наше время именно это слово мы употребляем для обозначения стиля, который господствовал в Европе именно в указанное выше время.

 Архитектура и скульптура барокко

Роскошный и монументальный стиль БароккоКаждый стиль является продолжением другого направления в искусстве. Как ни странно, но именно Микеланджело как скульптур и мастер архитектуры эпохи Возрождения стал основателем данного стиля.

Вестибюль библиотеки Лауренциана – это один из памятников архитектуры, внешний вид которого был разработан великим мастером. Именно здесь Микеланджело решил создать по-настоящему великое произведение, выразив в нем настроение своего времени.

Самыми известными мастерами барокко XVII века стали Ф. Борромини (1599-1667) и Л. Бернини (1598-1680). Их произведения различны по духу. Л.Бернини выражал в своих сооружениях величие и торжественность, а Ф.Борромини был продолжателем дела Микеланджело, поэтому его произведения характеризуются экспрессией, напряженностью и контрастами.

Однако и того и у другого мастера были схожие черты. К ним относились изгибы и изломы форм, нарочитая усложненность, пластика с насыщением разных элементов, что придавало архитектуре внешнюю эффектность и пышность.

У каждого стиля есть свои излюбленные формы. Овал, который дает некоторую неопределенность всему пространственному объему, считается приоритетной фигурой для стиля барокко. Вообще это направление в архитектуре бесконечно и динамично. Кроме того, интересна игра света в сооружениях, построенных в таком стиле. Через полураскрытый проем всегда пробивался сноп света, что делало тень более загадочной.

Все направления в искусстве - это отображение настроений той или иной эпохи. А время барокко характеризуется новыми открытиями в астрономии, математике и физике. Барокко стал стилем, который отобразил в себе мироощущение архитекторов, которые создавали прекрасные динамичные сооружения.

Роскошный и монументальный стиль БароккоОднако главным фактором, способствующим расцвету барокко, стало стремление аристократии и католической церкви к выражению своего существующего на тот момент престижа. Богатство сквозило во всех архитектурных произведениях того времени.

Многочисленные католические храмы были построены в стиле барокко. Цель использования данного направления в архитектуре проста. Нужно было ошеломить зрителя своей массивностью, произвести на него неизгладимое впечатление. Попадая в такой храм, человек начинал ощущать себя маленькой частичной того мира, который создал Бог. Примером такой грандиозности может служить Собор святого Петра в Риме.

Роскошный и монументальный стиль БароккоА вот постройки дворцов и особняков более сдержаны в своих размерах. Однако торжественность стиля достигается путем роскошного обрамления окон и дверей. Обширные вестибюли, величественные лестницы, роскошные парадные залы – все это признаки стиля барокко в архитектуре

Еще одна особенность барокко – это создание садово-парковых ансамблей. Именно этот стиль включил природу в архитектуру. Тщательно продумывалось каждое насаждение и расположение водоема, тропинки и аллеи были симметричны и украшались вазами с цветами.

Роскошный и монументальный стиль БароккоКак и архитектура, скульптура в стиле европейского барокко представлена в основном работами великого Л. Бернини. Именно его произведения стали основой для создания шедевров другими мастерами того времени.

Скульптуры Л.Бернини характеризуются сочной пластикой и динамичностью. Свои архитектурные произведения он украшал прекрасными образами из камня. Именно Бернини стал создателем барочного портрета. Он также был создателем больших монументальных скульптур, таких как Давид.

Живопись барокко

Роскошный и монументальный стиль БароккоПервым художником эпохи барокко стал Караваджо (1573-1610). Он писал картины, наполненные напряженным драматизмом. Каждый раз мастер подчеркивал поворотные моменты в жизни своих персонажей. Приземленная правдивость стала неожиданной для его современников.

Примером может служить такой шедевр Караваджо как «Призвание святого Матфея». Великий художник отказался от символических элементов религиозной живописи. Он стал изображать  на своих картинах необычайные явления в обыденной обстановке.

При этом Караваджо писал прямо с натуры, что приводило в изумление современников-живописцев, которые привыкли делать предварительные наброски своих картин.

Творчество Караваджо поражало, прежде всего, мастерством изображения светотени. Он выделял на картинах потоками яркого света персонажей. А темный фон придавал картине невиданный для тех времен драматизм.

Питера Рауля Рубенса (1577-1640) можно считать еще одним величайшим художником времен Караваджо. Расцвет его творчества пришелся на начало XVII века. Именно в это время Рубенс был придворным художником принца Альберта. Со временем он приобрел репутацию лучшего живописца Северной Европы. Алтарные образы «Водружение креста» и «Снятие с креста» прославили его на весь мир.

Роскошный и монументальный стиль БароккоОчень много поступало заказов из-за границы. Рубенс создавал шедевры для французского короля Людовика XIII и для его матери Марии Медичи. Испанские аристократы также не единожды заказывали картины у Рубенса.

Значительное место в его творчестве занимает портреты его любимой семьи. А на склоне лет Рубенс занимался пейзажной живописью. Его помощники продолжали помогать ему выполнять постоянные заказы, которые поступали к нему со всей Европы.

Стиль в интерьере в эпоху барокко

Архитектура, скульптура и живопись претерпели изменения в соответствии с новыми веяниями времени. Как следствие убранство апартаментов также стало иным. Однако европейские мастера продолжали использовать при создании интерьеров позолоченную лепнину, плотные ткани с бахромой и мебель с гнутыми ножками. Изобилие и роскошь главенствовали в убранстве дворцов и особняков аристократов.

Все чаще при убранстве используются геральдические гербы, амуры и виноградные лозы. Впрочем, такие детали присутствовали и на фасадах зданий. Стены галерей стали  украшаться полотнами известных живописцев. Кроме того, очень модно было использовать скульптуры и различные изысканные вазы при украшении внутреннего убранства дворцов.Роскошный и монументальный стиль БароккоГобелены, зеркала, расписанные потолки – все это характеризует стиль барокко в интерьере. Массивность, резьба и отделка благородными металлами являются главными особенностями мебели в стиле барокко.

Все прекрасно знают, что такое шезлонг, канапе, комод, книжные шкафы и бюро. Оказывается, все эти предметы внутреннего убранства помещений появились благодаря стилю барокко, который несколько веков назад прочно укоренился в жизни европейцев.

Материи в интерьере, который был выполнен в стиле барокко, было уделено особое внимание. Все элементы, выполненные их ткани, должны были носить в себе роскошь и великолепие. Средневековые шпалеры, которые представляли собой ковры без ворса, украшали стены дворцов. Кроме того, для отделки внутренних помещений использовались парча, бархат, а также шторы с тканым рисунком по всей поверхности.

Значение стиля барокко как направления в искусстве Европы

Стиль барокко – это роскошь и изобилие. Такое направление в искусстве послужило как бы примером того, как люди могут превозносить богатство и поклоняться ему. На фоне барокко другие стили более сдержанны и менее роскошны.

Однако такое сопоставление помогает нам понять, как жили в ту эпоху люди из высшего общества. Европа должна была окунуться в то время, когда великолепие и богатство наполняло не только жизнь аристократов, но и окружало их со всех сторон.

Возникновение и развитие стиля барокко значимо по своей наполненности для всего искусства европейских стран. Как и любой другой стиль, и это направление стало переходным этапом к новому пониманию искусства в жизни людей. Возможно, простота и скромность в творчестве архитекторов, скульпторов и живописцев и должны присутствовать. Однако то великолепие, которое было основой жизни графов, принцев и королей до сих пор вызывает зависть у многих наших современников.




ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!
Альфа / Публикации /

Роскошный и монументальный стиль Барокко ▲